38 попугаев (сериал 1976 — 1991)
Название: 38 попугаев (сериал 1976 — 1991)
Год выхода: 1976
Режиссура: Иван Уфимцев
Сценарий: Григорий Остер
Операторская работа: Александр Жуковский
Композитор: Владимир Шаинский
Продолжительность фильма: 86 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Надежда Румянцева, Михаил Козаков, Василий Ливанов, Раиса Мухаметшина, Всеволод Ларионов
Сюжет фильма: Весёлые истории о забавных приключениях четырех друзей — болтливой Мартышки, застенчивого Слоненка, разумного Попугая и задумчивого Удава.
Честно говоря, до вчерашнего дня я и не подозревал, что их так много. Четыре, ну, может быть, пять назвал бы навскидку, но чтобы десять!.. Да еще и с интервалом в пятнадцать лет между первым и (пока что) последним мультфильмом?!.. Серьезное дело.
Увы, на мой взгляд, авторам не удалось сохранить на протяжении всего цикла фильмов заданный (особенно) первыми сериями высокий общий уровень качества. В результате наряду с безусловно успешными работами (собственно «38 попугаев», «Как лечить удава», «Привет мартышке» и др.) имеют место быть и более слабые вещи: «Завтра будет завтра», «Ненаглядное пособие» и т. д. Это, конечно, расстраивает.
Тем не менее, сериал, я убежден, является серьезной величиной, заметным событием, если так можно выразиться, в истории отечественной мультипликации. Простейшим доказательством этого можно считать очевидную узнаваемость и популярность главных героев.
Их всего четверо. При том, что «место встречи изменить нельзя», а истории не балуют зрителя сюжетными изысками, многое, если не всё в плане успеха зависело от того, насколько остроумны будут диалоги и сколь убедительны будут актеры, занятые в дубляже.
С последним проблем не возникло в принципе. Квартет выдающихся мастеров со своей задачей справился на все сто. Каждый из актеров записал в свой актив совершенно особую, неповторимую работу, роль, образ, в свою очередь, без сомнения, подарив соответствующему герою частичку себя.
Что касается диалогов, то за отдельными исключениями их тоже можно считать вполне удавшимися. Реплики из разряда «А в попугаях-то я гораздо длиннее!», «Я никогда не смогу ходить, потому что я вообще не хожу! Я ползаю!», «Не будем называть кто, хотя это был Слонёнок!» и т. п. не нуждаются в пояснениях и понимаются абсолютным большинством без лишних слов.
В общем, очень хороший мультфильм, что всегда особенно приятно, когда речь идет о кукольной мультипликации, с детства воспринимаемой все-таки не так бесспорно как рисованная. С учетом упомянутых шероховатостей, считаю возможным оценить сериал на
8 из 10
Весьма неплохой, забавный мультфильм. Его совершенно не портит кукольность, потому что удав из ситца в цветочек — это довольно мило, да и лучше подчеркивается «условность» персонажей. Имеются в виду, конечно, дети, недаром к удаву как-то раз приезжает бабушка.
Собственно, в мультфильмах этого цикла всячески обыгрывается детское восприятие мира — буквализм, наивность и любознательность. И приезд бабушки, и первая зарядка, и измерение собственного роста значимым событием может быть только для ребенка.
Из всей четверки мне больше всего нравится задумчивый удав. Слоненок слишком напрягает своими постоянными «извините», мартышка — мельтешит, а попугай — распоряжается. Удав же — создание философского склада ума. Он задается вопросами, хотя решать их предоставляет другим. А в детстве, помню, больше нравился слоненок, потому что он самый эрудированный. Впрочем, каждый найдет себе персонажа по вкусу.
Но вообще, взрослый мало что тут откроет для себя, кроме ностальгии.
«38 попугаев» сегодня мало кто не знает, и даже не потому, что за упадочным положением современной отечественной мультипликации алчные телеканалы нашли способ обходить закон о «детском времени» забивая его старыми советскими мультиками (раньше еще убийственными чешскими мультсериалами). Как же все-таки детям повезло, что совковые мультики можно смотреть бесконечно. И, на мой взгляд, «38 попугаев» один из самых ярких примеров, до сих пор с улыбкой могу пересматривать, особенно когда узнал значения таких слов, как «постмодернизм» и «абсурд». Эти мультфильмы уникальны в своем роде, являясь и источником положительного настроения, они на подсознательном уровне закладывали в детей очень важные нестандартные принципы мышления.
Характеры всех четырех персонажей Остер выстроил, руководствуясь старой, как мир классификацией темпераментов Гиппократа — сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Помогло и умение Остера создавать героев со специфическим мышлением. На протяжении нескольких серий квартет решает простейшие задачи необычными методами, руководствуясь собственными познаниями вещей и законов природы, начиная от измерительной системы, за которую сериал и получил это таинственное название «38 попугаев», заканчивая по-настоящему философскими вопросами, решаемыми в абсурдном ключе, что позволяет считать Остера приверженцем постмодернизма. Такого своеобразного постмодернизма для детей.
Даже элементарный вопрос «ты куда идешь?» здесь выливается в длительную дискуссию, требующую тщательного рассмотрения. Герои выдуманы как раз под стать научному эксперименту — Удав обладает философским складом ума, нетороплив, спокоен и подает основное количество вопросов, на которые сам не может найти ответа; Попугай в противопоставление ему — теоретик, мастер поиска научных доказательств каждого явления, как и любой теоретик, сам в опытах никогда не участвует, а при опасности сразу же прячется, ибо теоретически уже допускает возможность, что достанется именно ему; застенчивый Слоненок является островком сомнений и критицизма — тоже нужная зверюшка в научных кругах; ну, и, наконец, Мартышка, обладающая удивительной жизнерадостностью и бесконечным запасом энергии, не удивительно, что зачастую она-то и служит идеальным наглядным примером для экспериментаторства веселого квартета, потому как сначала делает, а уже после думает.
Практически все мультфильмы,, включенные в сериал вышли во второй половине семидесятых, исключение составляют лишь два последних, появившиеся с перерывами в шесть лет — «Великое закрытие» и «Ненаглядное пособие», и если первый из этих двух еще полностью сохранил дух изначального сериала, то последний стоит особняком — техника, которая должна была улучшить качество картинки произвела не совсем нужное впечатление. Более того, над последней частью словно работали уже другие люди, чувствуется возраст актеров в озвучке, даже музыка и титры не те, что были раньше, а фильм к тому же приобрел значительную тяжеловесность, а уж попытка вставить пение напоминает бледное пародирование диснеевских лент. Единственное, что осталось на прежнем уровне — диалоги, но, увы, эту серию не вытащили даже они. Поэтому закончить съемки сериала было очевидной идеей, полюбившееся герои с измененным обликом — уже не те. Может, независимо «Ненаглядное пособие» и неплохо бы смотрелось, но как продолжение, оно сильно провисает, паузы затягиваются, и даже, несмотря на наличие прежнего юмора, выглядит крайне уныло. Наверное, начало 90-ых сказалось.
Итог: нестареющий сериал детства, редкий представитель здравого абсурдного интеллектуализма для младших возрастов и просто приятное воспоминание для всех остальных.