Старик и море (1999)
Название: Старик и море
Год выхода: 1999
Режиссура: Александр Петров
Сценарий: Александр Петров, Эрнест Хемингуэй
Операторская работа: Сергей Решетников
Композитор: Дени Л. Шартран, Норман Роже
Продолжительность фильма: 21 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Гордон Пинсент, Кевин Дюхани, Ёдзи Мацуда, Рэнтаро Микуни
Сюжет фильма: История дружбы между маленьким деревенским мальчишкой и старым рыбаком. Сантьяго, сильный и гордый человек, он не может смириться с неумолимым течением времени, отнимающем физические силы.
Уже много недель он возвращается с моря без улова. Наконец он принимает решение — уйти за добычей далеко-далеко в море и без улова не возвращаться. Только так старый рыбак может вернуть себе уверенность и самоуважение.
Если в повести Хемингуэя больше старика, то в мультфильме Петрова больше моря — и неудивительно, потому что текст есть текст, а пленка есть пленка.
В оригинале — история очень хорошего, доброго старика, который прожил свою тяжелую жизнь достойно, но не собирается сдаваться и к ее закату. Сантьяго проникнут любовью ко всему миру — к морю, к рыбам, даже к своим соперницам-акулам, если они благородны и не едят падаль, к звездам, к покойной жене, к своему юному ученику. Он — мастер ловли крупной рыбы и, даже плохо снаряженный, побеждает огромного марлина — не чтобы покрасоваться удалью, но чтобы добыть людям хорошую еду и себе — кусок хлеба. Он, в одной маленькой лодке, без еды и с небольшим запасом воды смело уходит в море так далеко, что берег уже не виден — на несколько дней, и уверен в том, что вернется, ни разу даже не подумав о возможности погибнуть.
В мультфильме — море, огромное, изменчивое, неимоверно прекрасное, сливающееся с небом, отражающее небо, полное жизнью — рыбами, дельфинами… оно дает и берет, позволяет старику поймать гигантского марлина — но и отбирает у него добычу, послав других своих питомцев — акул.
Старик тут слабее, чем в оригинале. Там он фаталист, винящий лишь свое недомыслие — слишком далеко вышел в море, не взял с собой соль или запасной гарпун — жаль, но бывает. Тут он признает себя побежденным. Тут он показан как более христианин, просящий Бога о помощи, в книге же он прямо говорит о своем неверии, а молится, торгуясь с высшими силами — если вы мне… то я вам прочитаю столько-то раз молитвы, подход язычника по сути, хоть и де-юре христианина.
Мультфильм Петрова потрясающе красив, но я все же человек текста — и повесть Хемингуэя мне куда ближе. Да, уникальная техника рисования по стеклу вызывает уважение, «оскароносность» творчества русского мультипликатора — тоже, но все же…
8 из 10
Несколько раз я смотрел анимационную экранизацию Александра Петрова, снятую по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя — «Старик и море».
«Старик и море» очень яркая работа, как по технике исполнения, так и по режиссерской задумке, с интересным, и в тоже время, простым сюжетом. Каждый отдельный кадр — произведение искусства.
Художественное решение фильма, напомнило картины Уильяма Тёрнера. И по мазкам и по светотональному решению. На протяжении всего фильма, сцены переходят из тёпло-оранжевых тонов в холодные синие.
Создается ощущение, что фильм снимали камерой, настолько хорошо показаны плавные переходы из каждой композиции кадра в следующий. Хорошо работают крупные планы, точно найдены детали. Фильм максимально приближен к тексту первоисточника и хорошо передает его настроение.
Картина начинается с того, как мальчик, облокотившись на борт корабля, с улыбкой смотрит в даль. Такое начало характерно для большинства художественных фильмов, связанных с «морскими» людьми.
Кажется, что автор сравнивает мальчика, висящего на мачте и счастливо и гордо смотрящего в даль, на остров, где в величественной позе застыл лев. Ощущение, что они видят и понимают друг друга.
Старик Сантьяго проснулся. Оказалось, мы видели его сон, в нем он был совсем юным.
Полное представление о характере и жизни старика, раскрывается после сцены продолжительного состязания молодого Сантьяго с сильным чернокожим мужчиной.
Интересно раскрывается история о прошлом персонажей. Режиссёр показывает это через воспоминания и разговоры. Я считаю, что это очень интересный приём в кинематографии. Создается эффект течения времени.
За двадцати минутный просмотр мы видим целую жизнь старика в море.
В анимационных фильмах нет живых актёров, которым нужна мимика и движения соответствующие их роли. Но и рисованным тоже нужно, чтобы выражения лица передавало их эмоциональное состояние. В работе Александра Петрова «Старик и море» эти ворожения очень яркие и живые, багодоря технике эклер.
Цветовое решение персонажей хорошо сочетается с окружающей обстановкой. Композиция смотрится как единое целое.
Музыка в фильме занимает очень большое место, она не заставляет сильно обращать внимания, но в тоже время, сливаясь с происходящим, придаёт
настроение и воздух.
Из всех фильмов Петрова, что я видел, «Старик и Море» выделяется особой цельностью и выразительностью.
Все очень хорошо. Анимация не то что великолепна, она безусловно красива и необычна, этим то и очень интересна, но уж больно коротко, понятно что и сам этот рассказ Хэмингуэя не большой, но все таки еще бы минут 20 и можно было бы сделать шедевр, а так рука не подымается ставить высокую оценку, уж простите.
6 из 10
В 1954 году Эрнест Хемингуэй получил Нобелевскую премию по литературе на повесть-притчу «Старик и море». В 2000 году Александр Петров получил премию «Оскар» за мультфильм «Старик и море». Но, конечно, художественная ценность этих произведений заключается не в громких титулах, ибо любая премия — это условность и лишь выражение чьего-то мнения.
«Старик и море» — история, покорившая мир. Это звучит как-то громко. Наверное, правильнее было бы сказать, что это история, впечатляющая каждого читателя. Точно так же, как старик остается наедине с морем, так и каждый, открывающий для себя мир этой повести, остается с ней наедине. Порой кажется, что ты не по эту сторону страницы, а там, в лодке старого Сантьяго, и нет никого, кроме тебя, него и моря — ни книги, ни писателя, ни воспоминаний. Ты растворяешься в повествовании и ощущаешь каждой клеткой своей души мельчайшие эмоциональные переливы в настроении старика. Иногда тебе удается слиться и с мальчиком Маноло, и взглянуть его глазами на Сантьяго, которого можно уничтожить, но нельзя победить.
Я так много говорю именно о повести, потому что фильм Александра Петрова удивительно точно и чутко передает ее смыслы, не разрушает драгоценного слияния читателя/зрителя с художественным произведением. Полутона, почти незаметные глазу движения рисунка создают эффект, который сложно назвать каким-то одним словом. Но ты и сопереживаешь происходящему, и сосуществуешь с ним. За двадцать минут, что длится фильм, ты успеваешь прожить всю историю так полно, что после ее окончания можешь с неожиданностью для себя обнаружить, что ты не на кубинском побережье, и взгляд твой не устремляется в невидимую точку, где сходятся небо и океан.
Прозрачные, почти невесомые картины Александра Петрова придают происходящему какое-то внутреннее свечение, и это связано не только с техникой подсвечивания картинки снизу. Этот свет аккумулирует в себе излучение художественного текста, режиссерской творческой свободы и зрительского счастья от прикосновения к неведомым до этого мгновения тайнам прекрасного. Размытые, перетекающие из одного в другое рисунки в стиле ожившей живописи, с одной стороны, настолько точны в передаче деталей, что замечаешь даже едва заметные изменения в мимике, но с другой стороны, они оставляют такой простор для воображения, что позволяют зрителю стать соавтором фильма. Точно так же отрывистые, но не резкие фразы Хемингуэя превращают читателя в единомышленника писателя. Можно по-разному называть этот принцип вовлечения другого в творческие процессы созидания, а не только интерпретации. Там, где у других читатель или зритель становится партнером, собеседником или даже оппонентом, Хемингуэй и Петров уступают им свое место. Вернее, они дают такую возможность для слушающего и смотрящего — думать, что это возможно.
Есть мастера, на работу которых смотришь и восхищаешься их умению, и хочешь достигнуть их уровня. А есть мастера, гладя на работу которых, не можешь понять, как это сотворено: вроде бы все понятно, все на виду, но как это получается? Как из простых слов и односложных предложений Эрнест Хемингуэй сложил притчу о человеческом мужестве, противостоящем силе стихии? И как простыми сочетаниями цветов и движениями кисти Александр Петров рассказал эту притчу с экрана — не исказив ее, но и не повторившись за писателем?
Эта тайна и манит нас, заставляя возвращаться к повести в несколько десятков страниц, и пробуждающая желание прикоснуться к прозрачным краскам своими пальцами, чтобы ощутить в них опьяняющую легкость вдохновения.
Последовательность христианской антропологии Петрова обнаруживается также и в «Старике и море»: человек — хранитель творения, но это не отменяет, а наоборот, утверждает его властные функции по отношению к природным стихиям. Будучи свободным волевым существом, он обязан сопротивляться природе, обживать ее, окультуривать, что вовсе не означает деструктивного, потребительского к ней отношения. Мы несем ответственность за сохранность творения перед Богом, Вручившим его нам, ведь тварное бытие очень сильно зависит от нашего духовного состояния, чем оно хуже — тем хуже обстоят дела в природном мире (катаклизмы, стихийные бедствия), — это своего рода закон духовной взаимозависимости тварного бытия.
Властвовать над природным бытием — прямая обязанность человека: обуздывая свою внутреннюю эмоциональную природу, свою чувственность, он уже одним этим утверждает свою власть над ней, покоряет эмоции разуму. Спокойствие во время бури в море — уже победа над стихиями, даже если за ней последует твоя физическая гибель. Сантьяго далек от того типа завоевателя природного бытия, который так растиражирован эпохой великих географических открытий и наукой Нового времени, он — скорее созерцатель, живущий в гармонии с миром и самим собой.
Природа в лице гигантской рыбы бросает ему вызов, но поединок с ней человека показан Хемингуэем как естественная и благородная борьба двух, по своему грандиозных сил, которая не выделяет человека в автономное положение по отношению к природе и не лишает гармоничного с ней единства. Петров чрезвычайно точно это уловил: красота пейзажей — не просто попытка запечатлеть прекрасные кубинские ландшафты, которые автор «Старика и моря» так любил, она — выражение гармонии, царящей в душе Сантьяго, мужественного рыбака, в котором смирение не отрицает стоицизм.
Антропология Петрова представляет человека как цельное существо, раздираемое противоречиями, но способного принять все происходящее с ним с благодарением. Петров — не идеалист и не мечтатель, поскольку понимает, что безмятежность духа завоевывается в бою со страстями, достигается, а не дается Богом просто так. Однако, благодать — это дар, который невозможно заслужить, и мы должны быть добродетельными, ничего не ожидая взамен, ибо мы «куплены дорогою ценою» (1 Коринф. 6:20), Его Кровью, пролитой на Кресте. Бог нам ничего не должен, это мы Ему должны.
«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но нельзя победить».
(Эрнест Хемингуэй «Старик и море»)
Красиво. Необычно. Волшебно. Атмосферно. Великолепно. Этот маленький шедевр завораживает своей гармонией красок с первых же минут просмотра. Помимо внешней красоты предстающей перед нами картины моря (уникальная техника «ожившей живописи», техника рисования по стеклу Александра Петрова, ученика Юрия Норштейна, знаменитого создателя «Ёжика в тумане», позволяет говорить о художественной стороне мультфильма прежде всего), помимо восхитительной палитры цветов, здесь смысл имеет не меньшее значение, чем представленное нашему взору лазурное море, так точно и реалистично прорисованный главный герой и небо, меняющее свой цвет от пастельных голубовато-розовых оттенков до бездонного тёмно-синего. Это кино (такую короткометражку хочется назвать полноценным фильмом), о силе характера, о борьбе человека с самим собой и с окружающими обстоятельствами, об упорстве духа, которое не отнимет даже старость. Сантьяго понял, что самоуважение важнее всего. Он добился своей цели — столкнувшись с гигантской рыбой и не уступив ей, он таким образом преодолел все свои страхи, все свои кажущиеся сомнения по поводу собственной силы. Важнее всего сила внутренняя, каким бы немощным не казался нам великолепно нарисованный Петровым старик, он прежде всего Человек с большой буквы, бесстрашный моряк, который учит своего маленького друга первым делом быть самим собой и не бояться трудностей. Но победителя в этой тяжелой борьбе не на жизнь, а на смерть выявить нельзя. Сантьяго вернулся к своему ученику всё равно печальным и разочарованным. Но мы-то с вами знаем, что главное — это дух, настрой на упорство перед трудностями. Пусть не будет победителей, пусть не будет лидеров. Пусть будут сильные люди, которые не сдаются перед преградами, перед ловушками и капканами жизни и ставят себе цели, которых достигают.
Мультфильм бял снят в Канаде по одноимённому произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Александр Петров работал над мультфильмом в Монреале два с половиной года. Всего было прорисовано 29 000 кадров, которые составили около 20 минут мультфильма. И каждый из этих кадров — полноценное произведение искусства, отдельная картина, будь то маринистический пейзаж или моменты воспоминаний старика. Не зря американцы присудили работе нашего мастера премию Оскар в 2000 году. Никакие их навороченные прибамбасы в новейшем мультипликационном искусстве и рядом не стояли с нашими трогательными мультиками и поистине талантливой манерой передачи смысла и красоты. Идея американской повести была замечательно передана нашим гениальным соотечественником в прекраснейшем анимационном фильме. Нам есть чем гордиться. Нам есть чем наслаждаться. Нам есть о чём подумать после просмотра короткометражного, не побоюсь этого слова, шедевра.
И ещё… Жизнь как море. Море прекрасно, как картина маслом гениального художника, но оно может таить в себе много опасностей. Жизнь прекрасна, как «ожившая живопись» Создателя, но ты всегда можешь столкнуться с акулами.
10 из 10
P.S мультфильм будет понятен даже тем, кто не знает английского языка, настолько здесь всё открыто и гениально просто. Прямо как в произведении Хемингуэя.
Александр применил чудную технику создания мультика: Стекло и краска. Мультфильм «Корова», что был номинирован на Оскар, к сожалению, его не получил. Но, благодаря японским продюсерам и таланту Александра, был нарисован следующий шедевр — «Старик и море». Все рассчитано. Хемингуэй, поддержка японцев и имеющиеся уже номинации на Оскар, могли привести только к одному — Оскар, наконец, был получен! Скажу одно — «Старик и море» менее достоин этой награды, нежели та же «Корова».
Но, как говорится, талант не отнять, и Петров продолжает радовать нас своими добрыми мультиками. Ни для кого не секрет, как долго рисуются подобного рода фильмы. Но, Александр Петров не только рисует, он вкладывает душу в свои творения! Дайте этому человеку хороших звукорежиссеров, комнатушку, со всем необходимым для творческого полета, и он ещё откроет нам ни одну дверь в чудесные, ранее неизвестные нам миры.
Диск с мультфильмом Александра Петрова «Старик и море» мне подсунул Клайд. «Посмотри сегодня же, не откладывая», — сказал. Я послушалась, включила DVD и…
Я потеряла ощущение реальности. Меня закружил, подбросил и поглотил какой-то невероятный, невиданный доселе, другой мир. Он был жизнерадостный, бурно-яркий и в то же время нежный, мягкий, неторопливо переливистый. А небо! Какое там было небо! Я падала в него долго-долго, потом медленно кружилась среди облаков и ныряла в море, совсем рядом со стариком, который вел упорную борьбу с самой большой рыбой, которую когда-либо видел. А уж он на своем веку повидал немало, я знаю — он сам мне это рассказал. А что не смог или не успел рассказать, я прочитала в его глазах.
Спустя 20 с небольшим минут этот мир вернул меня обратно, в мою комнату, в привычную обстановку. Почти вернул. Потому что, засыпая в тот вечер, я мысленно рисовала свою картину, теми же красками, что Петров нарисовал «Старика и море». Я рисовала ее, не умея рисовать в принципе. И она получилась чудесной…
Бонни
Я считаю, что самая лучшая, художественно совершенная, немыслимо визуально прекрасная и романтическая экранизация повести Эрнста Хемингуэя «Старик и Море», за которую писатель был удостоин Пулитцеровской премии в 1953 году и следом, в 1954 году — Нобелевской премии по литературе, — это одноимённая 20-минутная анимация, выполненная в технике живописи по стеклу русским режиссёром-мультипликатором Александром Петровым. Петров получил Оскара за лучший короткий мультипликационный фильм в 2000 году. Два с половиной года понадобилось художнику, чтобы создать для фильма 29 000 рисунков на стекле, рисуя в основном пальцами, и только в редких случаях пользуясь кисточками. Эта техника уникальна и очень сложна, но в результате, Александр Петров создал образы необыкновенно реалистичные и в тоже время волшебно-сказочные. Сам Петров объяснил, что «рисование пальцами вместо кистей, открывает кратчайшую дорогу от сердца художика к образу в фильме». Удивительный художник вложил своё сердце в каждую сцену фильма, и наверное, поэтому каждый образ живёт, дышит и сияет.
Александров Петров — один из очень немногих современных аниматоров, не пользующийся комьютерной графикой: «Компьютеры… Легко можно потерять контроль над материалом. В компьютерной анимации иногда совсем не видно художника, зато хорошо видна программа, с помощью которой её снимали». Петров создал немного картин, но каждая — шедевр, и почти все — экранизации замечательных литертурных призведений. Его дебют, дипломная работа -экранизация рассказа Андрея Платонова «Корова». Следующий фильм — «Сон смешного человека» по Достоевскому. Про «Старика и Море», который Петров поставии в Канаде, я уже упомянула. «Моя любо’вь» — мультипликационный фильм, созданный в 2006 по роману Ивана Шмелёва «История любовная», ещё одна потрясающая работа Мастера из Ярославля. Если Вы слегка скептичны после моего страстного объяснения в любви фильмам Александра Петрова, в этом нет ничего страшного. Вы имеете шанс увидеть его работы, выпущенные на ДВД и решить для себя. Я уверена, его фильмы оставят неизгладимый след в сердце и воображении.
10 из 10
Я даже теперь не могу представить, как можно еще лучше «проиллюстрировать» рассказ Хемингуэя… Мне кажется, это апогей!… Все настолько найдено, настолько эмоционально и скомпоновано!
А. Петров великий художник-аниматор, мне нравятся все его работы, и я всем советую посмотреть его фильмы, а особенно творческим людям.