По следам бременских музыкантов (1973)
Название: По следам бременских музыкантов
Год выхода: 1973
Режиссура: Василий Ливанов
Сценарий: Юрий Энтин, Василий Ливанов, Вильгельм Гримм
Операторская работа: Михаил Друян
Композитор: Геннадий Гладков
Продолжительность фильма: 18 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Геннадий Гладков, Анатолий Горохов, Муслим Магомаев, Эльмира Жерздева
Сюжет фильма: Король, желая вернуть во дворец свою дочь, нанимает опытного сыщика, который успешно выполняет задание. Но Трубадур и его верные друзья — осёл, пёс, кот и петух — спешат вызволить принцессу из золотой клетки.
Итак. Эта рецензия является логическим продолжением рецензии на первый мульт вышедший на 4 (или 5) лет раньше, а потому получится несколько короче.
С одной стороны, казалось бы, прошло несколько лет, да и мульты сильно схожи, но если, как говориться, посмотреть вооружённым взглядом, то станет видно, что времени прошло много. И изменений так же.
Картинка стала качественнее и чётче. Больше локаций, больше действующих лиц… Но, попробуем всё же глянуть чуть критичнее.
В этом мульте, в отличие от первого, есть прошлое (формально — родители) в виде короля, свиты и горожан, есть будущее (собственно музыканты) и есть настоящее — сыщик.
Музыка. Во второй части существенно более зрелая и … взрослая что ли. Насколько мне известно, эти композиции частенько звучали на обычных концертах. Кроме того музыка стала разнообразнее.
Старое поколение. Здесь оно более политкорректное, хотя влияние монохрома по-прежнему чувствуется, хотя и не так остро, да и песенку они поют слегка консервативную, но всё же ситуация нет такая критичная, как в первой части.
Горожане. Они здесь вообще здорово, хотя и скоротечно показаны. Пожалуй, самый сильный фрагмент — то, что мы видим во время ночной серенады трубадура. Очень тонко и драматично.
Музыканты. А вот здесь больше всего метаморфоз. В первой части это битники, здесь же это представители гламурного диско. Причём здесь это показано намного сатиричнее… Существенно сатиричнее, чем в первой части. Взять тот же прикид. Особенно это видно на примере гала-концерта. Посмотрите ну на кого…. ну на пса: женская комбинация, туфли на десять размеров и так далее. Юмористический журнал «Крокодил» нервно курит в сторонке. НО, есть одно но. Юмор? Да, он смешной и незлобливый. Я имею в виду, что представителей молодёжных субкультур в тогдашей прессе костерили по-чёрному. А ведь в то время бытовало мнение, что все новомодные течения это лишь вульгарные перепевки или переигровка старого… не даром здесь достаётся бессмертному хиту «Баю-баюшки». Так что думаю это не столько пародия на диско, сколько пародия на представление о диско у старого поколения.
Аудитория. Первый мульт был всё-таки подчёркнуто детским, хотя его охотно смотрели и взрослые. Вторая часть более юношеская. Здесь речь идёт не только об уже упомянутой «более взрослой» музыке, но и картинке. Для этого достаточно взглянуть на принцессу. Формы её во второй части были куда более правдоподобные…
Приятные мелочи. Если смотреть фильм повнимательнее, то можно увидеть массу мелочей, которые в глаза не бросаются, но вкуса добавляют. Взять к примеру злоключения солдата, помощника сыщика, закончившего в гнезде с червяком во рту.
Итог. Более чем достойное продолжение первой части.
Нам крупно повезло: к нам, правда, не на час, а всего лишь на двадцать минут приехали снова бременские музыканты. Они стали еще краше, особенно это видно по трубадуру. Теперь он, как и все остальные персонажи, четко прорисован. Атлет, музыкант, хитрец — все при нем.
«Знаю, счастье нас с тобой ждет» — песню, конечно, эту уже так заиграли, что сложно отрешиться и прослушать как заново. Но она хороша. Пожалуй, и все песни из второй части стали популярнее, чем из первой, не обгоняют они только бессмертную «наше счастье жить такой судьбою».
Сюжет очень прост — король не смирился с побегом дочери и нанял заморского сыщика. Многозубая улыбка, клетчатый костюм, штиблеты, нюх как у собаки, глаз как у орла — одна сплошная карикатура на разнообразных Натов Пинкертонов.
Не забыли и старых врагов — троица разбойников с крутой атаманшей пробрались в город… по-моему, затем, чтобы разобрать на запчасти автомобиль сыщика (только пересматривая в последний раз я заметила в их загребущих лапах знакомые колеса, фонари и рожок).
И все это сдобрено не самыми изысканными, но забавными гэгами, прострочено живым ритмом и подано с такой душевной щедростью, что раз за разом смотришь не просто до конца, но и вместе с финальными титрами, с помощью которых сами создатели этого чудесного мультфильма мешают взрослым разрушить счастье молодых.
«Па-рап-па-па, па-рап-па-пара-пара, рап-пап-па, парап-пап-па!..»
10 из 10