Крепость: щитом и мечом (2015)
Название: Крепость: щитом и мечом
Год выхода: 2015
Режиссура: Федор Дмитриев
Сценарий: Александр Боярский
Композитор: Михаил Чертищев
Продолжительность фильма: 69 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: П. Фёдоров, Е. Стычкин, Е. Шульман, Е. Гороховская, В. Никитин, О. Куликович, С. Русскин, М. Хрусталев, А. Петров
Сюжет фильма: 1609 год. Идет война. Польско-литовские войска взяли в осаду Смоленск, но русский гарнизон во главе с воеводой Михаилом Шеиным готов держать оборону до конца. Смоленск — главная крепость на пути захватчиков к Москве, и его нельзя сдавать без боя. Об этом знают даже дети.
Мальчик Сашка лепит самодельные бомбы из теста и колдует в защиту города — вызывает на помощь Царя с Огненным щитом и Пламенным копьем. Пока волшебный царь не пришел, Сашка и его друг Федор просятся в помощники к воеводе. Им предстоит разрушить коварные планы польского короля Сигизмунда Третьего и справиться с нечистой силой, что по ночам бродит по осажденной крепости.
Многие рецензенты написали, что мультфильм якобы исторический и учит детей истории. Увы, ничего подобного, к реальной истории события мультфильма не имеют почти никакого отношения.
Начнем с того, что в начале 17 века Смоленск вовсе не был русским в современном понимании этого слова городом. Смолян относили к белорусам (в документах 17 века белорусцам), а сам город уже более 200 лет был предметом шедшего с переменным успехом спора между Москвой и Литвой, причем среди населения города имелись сторонники и одних и других, однако преобладали скорее последние…
В 1609 году после спровоцированного Василием Шуйским начала польско московской войны Смоленск изначально берут в осаду литовские (сиречь белорусские) войска во главе со Львом Сапегой, которые хотят вернуть захваченный почто столетием раньше Василием 3 город. Сигизмунд появляется под городом позднее ну и разумеется взять мощьнейшую крепость наскоком никто не расчитывал. Не планирoвася в тот момент и поход на Москву и еще меньше захват России. Да и называли поляки и литвины эту страну Московией.
За время осады происходят события отраженные лишь появлением в городе «бояр предателей», которые сообщают о свержении царя «Васьки Шуйского» и требуют сдать город.
В реальности, город надеялся на помощь от лучшего в тот момент московского военноначальника Михаила Скопина-Шуйского — дальнего родственника царя. Однако он был отравлен (царем или его братом). Армию вместо него возглавил бездарный брат царя Дмитрий Шуйский. Сигизмунд возпользовался моментом, послал часть своей армии во влаве с гетманом Жолкевским (вероятно невыразительным гетманом в мультфильме) навстречу московскому войску. В битве под Клушино Жолкевский наголову разбивает минимум впятеро превосходящего противника, после чего Василий Шуйский и теряет корону, которую вместо него предлагают польскому принцу Владиславу…
Однако заключенный мирный договор не удерживается, осада Смоленска продолжается, пока город не падет уже в 1611 году. После 1612 удача на время оказывается на стороне Москвы, однако все попытки отвоевать Смоленск, разумеется не отданный некому «графу Новицкому», а немедленно получивший самоуправление по Магдебургскому праву, проваливаются. В 1618 году город остается за Литвой.
В 1632-33 году Москва делает еще одну попытку вернуть город в так называемой «Смоленской войне», которая оканчивается трагически для героя мультфильма воеводы Шеина. Его осаждавшая город армия была окружена пришедшими на помощь уже польскому гарнизону войсками Владислава, и вынуждена была капитулировать. Шеина же сделали козлом отпущения и казнили в Москве «за измену». Это причина упоминавшейся «малоизвестности» данного исторического персонажа.
Так что при том, что оборона города под руководском Шеина в 1609-11 году реально была героической, она была не «отражением захватчиков», а эпизодом длительной борьбы за спорную пограничную территорию. Эпизод при правдивом его изложении мало подходящий для «патриотического кино» да и слишком сложный для детей младше старшего школьного возраста.
В отрыве же от истории, сюжет мультфильма очень напоминает сюжет большинства приключенческих/фантастических романов 30-50 годов прошлого века, с «хорошими нашими», «плохими ненашими», обязательным шпионом и (или) изменником и так далее… Как говорится новое это хорошо забытое старое… Хотя есть и странности — главные плохие в мультфильме как и положено по жанру карикатурны, но вот неглавные то как положено злобные и страшные, а то вполне себе ничего, что как то необычно… Ну и концовка (перед эпилогом) особо доставляет…
Общее качество добротно, но каких то запоминающихся находок, которых хватает в других не «исторических» мельничных мультиках здесь нет, так что за вычетом «патриотизма» мультфильм скорее неудачный.
Скажу сразу, профессионалом в киноискусстве не являюсь, потому сужу произведения кино и мультипликации абсолютно свободно, как рядовой зритель.
Не все в мульте мне понравилось, но общее впечатление очень положительное, и он однозначно выполняет главную функцию — нравится детям. Разберу по пунктам плюсы и минусы.
1. Сюжет — у меня к создателям картины возникли вопросы — почему избран был именно этот эпизод из достаточно длинной и интересной истории России? Как мы все помним, Россия в тот период переживала не лучшие свои времена, город Смоленск в конечном счёте был врагами взят, государство предано боярами, Москва захвачена польскими узурпаторами и было пролито еще не мало крови, чтобы вернуть стране суверенитет, потерянные земли и былое могущество. В мультфильме о горьком завершении истории обороны Смоленска упоминается, хотя заканчивается он все же на мажорной ноте. Почему творцы избирают объектом своего внимания не победы русского народа, а героические поражения, для меня загадка.
Несмотря на это, мультфильм «Крепость» патриотичен, так как заставляет зрителя гордиться соотечественниками и внутренне одобрять их действия, за что мы и любим кино. Педагогическая роль подобных картин, на мой взгляд, очень велика. Так что, уважаемые папы, мамы, дедушки и бабушки, а также няни, дядюшки и старшие братья, если вашему ребенку исполнилось шесть лет, хватайте его за руку и срочно ведите на просмотр «Крепости».
История обороны города тесно переплетена с историей одного храброго мальчишки, который всеми силами старается защитить свою родину. Дети в зале с неугасающим интересом следили за приключениями неугомонного Сашки, комментировали и сопереживали ему. Особенно эмоциональные сцены в кинозале сопровождались воплями детишек, пытавшихся наставить главного героя на истинный путь, подсказать ему, что делать. Видно было, как замирают их сердца, когда Сашке угрожает опасность.
Здесь есть все необходимые компоненты интригующего сюжета — коварные враги, непредсказуемые и храбрые герои, таинственные предатели, загадочные покровители и помощники. И конечно, батальные сцены. Накал страстей возрастает по ходу сюжета, победы героев сменяются еще большими опасностями и, наконец, над непокорным городом нависает чудовищная опасность. Повсюду предательство. Но несгибаемая воля, храбрость и сплоченность главных героев помогают выйти даже из этой ситуации! Автор сценария настоящий мастер. Настолько интригующий и непротиворечивый сюжет не часто встретишь даже во взрослом фильме!
2. Герои.
Добро.
Главный герой. Как показал мой опыт посещения кинотеатра, главный герой детям близок, интересен, они легко себя с ним связывают на уровне эмоций. Он храбр, неугомонен, склонен к авантюрам, но при этом умеет дружить, испытывать благодарность, уважать старших. Он часто самозабвенно врет, причем делает это настолько бессвязно и нахально, что это даже смешно. Ложь здесь нужна не только для полноты образа, но и для скручивания сюжетного узла, так как состоялась интерпретация истории с мальчиком, который кричал «волк». Так что, негативного образца для подражания здесь нет.
Удивительно для студии «Мельница» русских людей не показали полными идиотами. Здесь я был несказанно удивлен: защитники города крепкие мужики, воевода не глуп, храбр, великодушен. Воины сильны и смелы. Только рядовые горожане подкачали — это легко управляемая толпа, склонная к мракобесию, панике, жестокости, скорая на расправу и недальновидная. Одним из врагов предателей оказался церковнослужитель. Не знаю, случайность ли это.
Загадочный дед.
Умело, на мой взгляд, введена фигура загадочного деда. То ли это был сам архангел Михаил, то ли мистический хранитель города, но он не раз направлял главного героя и тем самым помогал городу выстоять. Круто. Молодцы создатели. Этот персонаж добавляет истории объема, интригует. Православные увидели в герое святого или архангела, сторонники дохристианских верований — доброго домового или лешего, материалисты — непонятного, но хорошо осведомленного дедка.
Зло.
Враги, как им и положено, тупые, смешные, нелепые и агрессивные. Они конечно хитры и располагают чудовищной силой, намного превосходящей силы добра. Такими и положено быть злодеям в успешном мультфильме. Помимо атаки в лоб, они строят козни осажденному городу, и судьба Смоленска не раз висит на волоске. Только Сашка, словно ангел хранитель, оказывается в нужном месте в нужное время, чтобы спутать злодеем все карты.
Единственное, чего не хватает лично мне в судьбе врагов для полного катарсиса, так это их громкого поражения. Кульминационная сцена сильна и хороша, но она вовсе не про это. Зло в мультфильме «Крепость» не побеждено, впрочем как и добро. Жирного восклицательного знака нет.
3. Эмоции. Дети и взрослые смотрели мульт, как зачарованные. События сыпались, словно из рога изобилия, интрига сменяла одна другую. Мальчишка по сюжету сделал все, что мог для защиты города и вопреки усилиям взрослых воинов, постоянно находился в гуще событий. Не буду раскрывать концовку на случай, если вы еще мульт не смотрели. Верьте мне, заканчивается он очень эпично, красиво и эмоционально.
В некоторых моментах по ходу картины даже меня взрослого мужика пробирало до костей, когда на пример главный герой — неисправимый врунишка, с потрясающей недетской откровенностью раскрыл всю правду о своем происхождении и судьбе. Хотя для человека старше шести лет никакой тайны не раскрывается, накал эмоций все же очень велик.
4. Картинка. Нарисован мультфильм отлично. Наконец технологии были использованы по назначению. Праздновать окончательную победу здравого смысла в мультипликации конечно рано. Уже анонсирован очередной тупой «Иван царевич и Серый волк», который не только растит из наших детей недоумков, но и порочит образы традиционных сказочных героев.
Мне визуальная часть мультфильма «Крепость» очень понравилась. Люди пропорциональны, цветов много, эффекты есть, и они применены по делу, фон красивый. Вызывает ностальгические ассоциации с суперскими мультфильмами пятидесятых, но тут конечно все на новой технологической базе. Примитивизма, столь популярного в отечественной индустрии и от которого нас зрителей уже тошнит, здесь нет! И это хорошо! В мультфильме прекрасно передана атмосфера старинного города! Нету осовременивающих шуточек и намеков, которые набили оскомину в «Трех богатырях» и американских произведениях. В «Крепости» нет лубочности, нарочитого пресыщения текста устаревшими словами и прочих глумливых приемов. Показан семнадцатый век ровно в той мере, в какой это уместно для шестилетних детей. А уж свист ядер, пожары и разрушения — пять с плюсом! Крови, кстати, нет.
5. Общее впечатление. Мультфильм отличный. Куда там шрекам с их гомосятиной и пердильным юмором… Если хочешь вырастить нормального парня, хватай сынишку за руку и тащи в кино. Если хочешь показать девочке образ нормальных мужчин, тащи ее в кино на мультфильм «Крепость». Если хочешь сам посмотреть красивый и интересный мульт на историческую тему… ну, знаешь, что делать. Я лично пошел на сеанс со скептичной физиономией, а вышел с отвисшей челюстью. Предлагаю поддержать рублем создателей нормальных мультфильмов и сходить в кино.
Вместо предисловия (Русские в крепостях). Незадолго до событий, показанных в фильме, польские войска в купе с немцами осаждали другую русскую крепость: Псково-Печерский монастырь. В нем находились запасы продовольствия и церковные ценности, так необходимые Баторию (тогдашнему польскому королю) для взятия города Псков. Сначала обитателям монастыря просто предлагали сдаться. Но у людей Божьих были свои представления о Новом Завете. В результате на свет появились такие строки, написанные немецким аббатом: «Тамошние монахи творят чудеса храбрости и очень сильно бьют немцев. Было два штурма и оба несчастны. Печерцы удивительно стойко держатся, и разнеслась молва, что русские или чародействуют, или это место действительно святое…». Чуть позже другой западный летописец в своей книги «Ливонские хроники» писал: «Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от следующих причин.
Во-первых, русские — работящий народ: русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе…
Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей…
В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле… в чужих же землях они не могут, да и не хотят оставаться.
В-четвертых, у русских считалось не только позором, но смертным грехом сдать крепость…»
К чему я это всё… Через вот такие письменные свидетельства и оценки со стороны можно по-настоящему прочувствовать героизм и отвагу обыкновенных казалось бы людей, защищающих свою землю, свой город. В отношении Смоленска, который два года сдерживал натиск польских интервентов и сковывал вокруг своих стен значительные силы противника, трудно переоценить важность его обороны. Трудно переоценить решительность горожан защищать Смоленск даже после свержения Шуйского. Москва контролировалась польскими войсками, а власть Сигизмунда отныне являлась легитимной. Таким образом смоляне автоматически становились изменниками.
И тут мы плавно переходим к главному (и единственному) недостатку мультфильма «Крепость».
Единственный недостаток картины (субъективный) заключается в том, что я не успел прочувствовать вот этот дух, стойкость, решительность и доблесть защитников Смоленска. Патетики очень мало на, мой взгляд. Нет воодушевляющих речей воеводы, не показана ярость и ненависть к врагу, моральные и физические усилия прилагаемые для обороны города. Однако не будем забывать, что кино-то детское, и нужно ли это всё в лентах с рейтингом 6+? Не знаю.
А теперь о достоинствах картины.
Поcыл фильма. Мультфильм несет очень важную воспитательную функцию. Помимо любви к Родине, интереса к истории, он также говорит нам о том, что не стоит ждать манны небесной. Только упорный труд, желание двигаться вперед вознаграждается самой судьбой. Судьба, кстати, в фильме имеет вполне конкретный образ, и она лишь направляет или чуть-чуть помогает главному герою. Всё остальное он делает сам. Через весь фильм прослеживается мораль поговорки «На Бога надейся, а сам не плошай». Это как те монахи в осажденном Печерском монастыре, посчитали, что молитва — это, конечно, хорошо, но кипящая смола и пушечные ядра куда более практичны в сложившейся ситуации.
Адаптация для детей. Еще одним достоинством картины является адаптация довольно трагичной и печальной истории под детское восприятие. А, между прочим, конец этой истории по истине впечатляет. К лету 1611 года число жителей Смоленска сократилось в 10 раз (с 80 до 8 тысяч), оставшиеся в живых дошли до последней степени телесного и душевного изнурения. Кроме того, горожане страдали из-за отсутствия соли (единственный известный консервант на то время, позволяющий хранить еду) и были поражены каким-то моровым поветрием ((с) Ю. Мухин «Наука управления людьми»). И вот в этих условиях защитники еще отражали атаки польских интервентов, еще боролись за судьбу города, хотя прекрасно понимали, что сдача Смоленска — вопрос времени, поскольку помощи ждать было неоткуда (большинство русских городов признали власть Владислава — сына Сигезмунда). Зачем нужна была такая стойкость? Ответ вы найдете в фильме. Здесь же скажу, что в определенном смысле смазанная и чуть размытая концовка картины как нельзя лучше подходит для детского восприятия.
Судьба воеводы, кстати, не менее печальна. После восьмилетнего польского плена он вернулся на Родину, чтобы через некоторое время быть казнённым боярами за измену этой самой Родине.
Вместо заключения. Хочется надеяться, что маленькие граждане своей страны когда-нибудь полюбят и начнут интересоваться её историей, и вот тогда они узнают как это было, а пока вот так: ненавязчиво, мультяшно и по-детски им рассказали этот эпизод. Однозначно студия «Мельница» справилась со своей задачей.
9 из 10
У меня есть один животрепещущий вопрос: почему премьера мультфильма прошла столь тихо? Я совершенно случайно наткнулся на трейлер. Сходил в кино только из веры в высокое качество картин от студии «Мельница». Авторы серий мультфильмов про богатырей и Ивана Царевича и Серого Волка вызывают во мне уважение и благодарность за отличные мультфильмы детства.
Важная ремарка: этот мультфильм ни в коем случае не комедия! Не ждите от него тонн юмора. Так же, по обыкновению, не ждите очередных сказочных приключений.
Почему стоит смотреть:
Сюжет будет интересен всем. Военное положение становится декорацией для действий главного героя Сашки. Его характер понятен с первой же минуты. Это смышленый и озорной мальчуган, не отличающийся примерным поведением. Понятное дело, что этот герой сделан для детской публики. Взрослым же предлагается понаблюдать за тем, что происходит вокруг него. Режиссер Федор Дмитриев и сценарист Александр Боярский — мастерски расставляют интриги. Ты постоянно задаешь вопросы, на каждый из которых в итоге получишь ответ. Вас не отпустит желание увидеть то, чем окончится история. И это, пожалуй, самая мощная концовка из всех возможных! Она удивительна, красива, эмоциональна.
Студия «Мельница» всегда успешно использовала исконно русские образы в своих работах, и этот мультфильм — не исключение. Только по виду героя, подсознательно чувствуешь его характер. Каждый образ великолепно дополняет отличнейшая игра актеров озвучки. Здесь избалованный принц звучит капризно и манерно, умелый полководец говорит твердо и уверенно, речь доброго старца — исключительно мягка и приятна.
В плане визуального исполнения мультфильм шикарен. Это доказательство того, что Российская мультипликация — одна из лучших в мире. Тщательно прорисованное окружение выглядит так, будто его писали великие русские художники.
Идеальная работа со звуком. То чувство, когда ты с первой же секунды чувствуешь настроение той, или иной сцены. Композитор Михаил Чертищев заигрывает со всем богатством чувств зрителя. Ты слышишь таинственность, угрозу, умиротворение, триумф.
Почему не стоит смотреть: впечатления от невероятно эмоциональной концовки сильно портит последняя минута мультфильма. Решительно непонятно, зачем авторы сделали сцену, противоречащую кульминации картины.
Вывод: Крепость по своей сути ближе всего к произведению «Ветер крепчает» легендарного японского мультипликатора Хаяо Миядзаки. Причем близка она как по сюжетному построению, так и по эмоциональному накалу. Меня зацепил этот мультфильм. Он имеет нужное нам смысловое наполнение. Он обращается к нашему историческому прошлому. Он рассказывает историю, понятную каждому. Меня переполняет радость от того, что у нас в стране производят такие картины! По силе образов, по количеству смыслов и по исполнению Крепость — лучший российский мультфильм последних пяти лет.
9 из 10
«Крепость: щитом и мечом» — отличный пример совмещения приятного с полезным. Полезное — это, конечно, тематика: Смутное время, когда иноземным захватчикам противостояли всем миром, от мала до велика. Даже я, человек бесконечно далекий от истории, заинтересовалась. А приятное — все остальное, от динамичного, действительно лихо закрученного сюжета до последнего кирпича крепостной стены, нарисованного с душой и с любовью.
Во многом «Крепость» похожа на то, что студия «Мельница» делает уже десять лет — мультики про богатырей. Но «богатырская» серия — это скорее комедии, с музыкой, прибаутками, карикатурными персонажами. «Крепость» куда серьезнее — тут все настоящее, и противник — реальный, а не сказочный.
Очень здорово сделан основной сюжет, про двух детишек. Лично я была тронута буквально до слез! И хотя мультфильм безусловно детский, думаю, он любого взрослого впечатлит, как меня. Если сравнивать с другой отличной работой, вышедшей в этом году, «Тайной Сухаревой башни», «Крепость» гораздо лучше проработана — и характеры, и диалоги.
Про рисовку я уж не говорю — без всякой компьютерной анимации и трехмерной графики Смоленск выглядит совсем как настоящий. И не только Смоленск — каждый персонаж буквально оживает в кадре. Что ни говори, художники у нас в стране очень талантливые!
Российские мультики, к сожалению, редко добираются до большого экрана, и «Крепость» — это настоящее событие. Она оставляет примерно такое же впечатление, как старые добрые рисованые мультики, которые все мы смотрели в детстве — шедевры от Диснея, например, или был еще отличный мульт про испанского рыцаря Сида. Не могу сказать, что сейчас мультики стали хуже, но прежние были как-то душевнее, что ли. Именно такой оказалась и «Крепость».
Мультфильмы от студии «Мельница» всегда радовали меня своей анимацией, хорошими шутками и интересным сюжетом. Мультфильм хорош как для просмотра ребенком, так и взрослым, ведь в нем затрагивается тема героизма и стойкости как простого парня из пекарни, так и всей крепости. Мне, как и историку было приятно, что в мультфильме освящается такой эпизод в истории России, хотя некоторые неточности и бросались в глаза (обычному зрителю они незаметны). Конечно местами были проблемы с логикой, но их настолько мало, они настолько незначительны, что на них не особо обращаешь внимания.
«Крепость» — некий эксперимент. Студия традиционно выпускает мультфильмы, основанные на русских народных сказках, «Крепость» же выделяется среди этих небылиц своим уклоном в сторону истории. Действительно великолепный исторический мультфильм. Рекомендую к просмотру.
9 из 10
Пожалуй, своим новым проектом «Мельница» действительно смогла удивить. Из ставшей уже привычной поклонникам творчества этой студии эпохи былин и волшебных сказок сюжет нового мультфильма внезапно переносится в суровую реальность, пусть и несколько приукрашенную чудесами. На мой взгляд, это прямо-таки новый и очень многообещающий шаг для студии — русский фольклор это, конечно, прекрасно, но в нашей реальной истории прекрасного и, главное, важного ничуть не меньше, пусть и рассказывать об этом гораздо сложнее.
Итак, семнадцатый век, польско-литовские войска, «смутное время», о котором у большинства наших современников не менее смутное представление. Осада Смоленска, длительная, напряженная и закончившаяся трагически для самого Смоленска, зато ставшая стратегической победой для Русского государства…
Но речь в мультфильме, конечно же, не столько об этом, сколько о героях, больших и маленьких, без которых невозможна победа. Есть здесь и безусловно исторический, хоть и мало кому известный воевода Шеин, отважно сражающийся за родной город. Но больше тут, конечно, безымянных, совершенно не исторических персонажей, которые тоже когда-то были живыми и настоящими, и теперь получают новую, пусть и сказочно-мультяшную жизнь в «Крепости».
Самый интересный персонаж — это, конечно же, мальчик Сашка. Не столько даже потому, что это удивительный и самоотверженный ребенок, бросающийся на амбразуры в тяжелые для родного города времена. Этот образ, мягко говоря, не нов — что в кино, что в литературе таких юных героев, сражающихся наравне с взрослыми, полным-полно.
Интересна скорее сама эволюция характера, которая тут, как ни странно, присутствует. Если в начале мы видим такое классическое детское «хочу на войну!» без проблеска понимания, что это и зачем, то ближе к финалу мальчик серьезно взрослеет и становится достойным звания настоящего героя. Ну, это не считая, конечно, того неоспоримого факта, что Сашка как персонаж — в принципе создание очень обаятельное, трогательное и забавное.
В целом же мультфильм получился вполне традиционным для «Мельницы» — уже привычная «олдскульная» рисовка, патриотический пафос, в правильных дозах разбавленный привычным же комизмом. А также не всегда удачный саундтрек, что тоже уже практически стало визитной карточкой студии, но не все сразу, конечно же, не все сразу.
На меня лично «Крепость» произвела очень приятное впечатление: мультфильм и повеселил, и тронул, и заставил остро почувствовать пробелы в знании истории того периода — вроде вот тут и придраться бы, но вот нет такой уверенности в собственной правоте, чтобы прямо пяткой в грудь стучать. Словом, занимательный вышел проект, достойный всяческого внимания и поддержки — как минимум по причине новизны и нетривиальности. Потому что Богатыри — это, конечно, хорошо, но сколько можно.
История сегодня в тренде. Новые исторические фильмы выходят регулярно, по телевизору один за другим запускают ретро-сериалы, теперь подключились и мультипликаторы. Но мне кажется, главная ценность «Крепости» — не в том, что это исторический или патриотический мультфильм, хотя он безусловно и первое, и второе. Главное — что это действительно отличный мультфильм, который мне было смотреть не менее интересно, чем мальчикам в возрасте главных героев.
Первое, что бросается в глаза — живые, реальные персонажи. Сашка и Федька — это не Мальчиш-кибальчиш, не герои повестей Гайдара и при этом не жертвы обстоятельств. Они вызывают и сочувствие, и уважение, наравне со взрослыми. А местами, конечно, и смех — комическая часть «Крепости», несмотря на трагический в общем-то сюжет, удалась на славу.
Второе — это то, как авторам удалось просто и увлекательно рассказать совсем не простую историю, которую у нас к тому же не очень хорошо знают. Про Смуту, в отличие от Великой Отечественной войны, снято немного фильмов. Из последнего на ум приходит разве что «1612» — картина интересная, но явно не шедевр. Про мультики и вспоминать не стоит — жанр исторической анимации у нас только-только появляется. А тут сразу не князь Пожарский с Кузьмой Мининым, и даже не Иван Сусанин, а мало кому известный, но оттого только еще более интересный воевода Шеин.
Еще один плюс — внимание к деталям. Я, конечно, небольшой специалист, но выглядит все — и крепость, и костюмы, и оружие — как настоящее. Мне кажется, создатели очень хорошо поработали над этим моментом.
В общем, «Крепость» — мультфильм, конечно, выдающийся. В нем сочетаются увлекательный и притом основанный на реальных событиях сюжет, интересные, не картонные герои — и какая-то теплая, что ли, уютная картинка. Которая, на мой взгляд, даже гораздо лучше, чем в серии про богатырей.
Мультфильм «Крепость: щитом и мечом» стал для меня большой неожиданностью. Наконец-то, студия «Мельница» создала нечто действительно стоящее: не глупую пародию на русские сказки про богатырей или Ивана царевича с плоскими (за редким исключением) и порой даже прошлыми шутками и не странный Карлик нос.
Дело даже не в отрисовке и графике «Крепости», хотя эти стороны мультфильма сделаны на очень хорошем уровне, соответствующем последним творениям «Мельницы». Дело в складном сюжете и посыле фильма. Несмотря на то, что речь идёт о детской картине, авторы решили не заниматься клоунадой, а рассказать серьёзную историю о героической обороне Смоленска, которая была полна трагедий, подвигов и случайных смертей.
Отдельного внимания заслуживает религиозный мотив, который при этом является совершенно не навязчивым. Суеверия становятся причиной больших бед, а в трудную минуту помощь оказывает некий святой старец.
Особенно остро на фоне современных событий на Донбассе чувствуется трагедия оставленного один на один с врагом Смоленска в условиях разгорающейся смуты и безвластия в России. Смоленск помог отстоять независимость России, так и не дождавшись помощи Московских ратей…
Мультфильм, к сожалению, кажется коротким, а концовка — немного смазанной. К недостатками также можно отнести некоторую карикатурность пары главных персонажей из вражеского стана и оставшиеся за кадром мотивы действий русского предателя. Но рядовые солдаты Речи Посполитой показаны достойными противниками, и это, конечно, прошло на пользу атмосфере мультфильма.
Самое главное, что это не просто красивый, интересный и познавательный мультфильм, но и по-настоящему душевная история. Без всякого пафоса и напыщенного героизма показаны военные будни и почти обыденный подвиг русских людей в осаждённой крепости. Как ни странно, именно детскому мультфильму удалось показать, каким должно быть историческое приключенческое кино. Тем хуже для Хотиненко с его амбициозным и провальным фильмом 1612 про ту же эпоху.
Не знаю, как «Крепость» заденет чувства детей, но меня он заставил прослезиться несколько раз.
В общем, браво, «Мельница»! Надеюсь, мультфильм не только окупится, но и задаст новую здоровую тенденцию в нашем кинематографе и мультипликации.
Мельница очень удивила. Снять произведение, (мультфильмом его сложно назвать, язык не поворачивается) которое затрагивает проблему истинного патриотизма — это очень и очень круто.
В наше время очень часто подменивают понятия «УРА патриотизма» и истинного патриотизма. Показав историю осады Смоленска (1609-1611, русско-польская война) авторы четко разделяют эти два понятия.
На примере Михаила Шеина и гарнизона крепости (реальная историческая личность) показывают, что не так важна преданность людям-политикам, сколько верность своему государству и народу.
Так же на образе Сашки изобразили, что в каждом из нас живет маленький герой, готовый совершать большие подвиги.
Хорошее кино, очень динамичное и атмосферное. Мне очень понравилось
8 из 10
Если этот пост наберет больше 5 лайков, я напишу отзыв на следующий фильм, который буду рекомендовать к просмотру. Пишите комментарии и пожелания