Дикие лебеди (1962)
Название: Дикие лебеди
Год выхода: 1962
Режиссура: Вера Цехановская, Михаил Цехановский
Сценарий: Евгений Рысс, Леонид Трауберг, Ганс Кристиан Андерсен
Операторская работа: Елена Петрова
Композитор: Александр Варламов
Продолжительность фильма: 57 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Аскольд Беседин, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Елена Понсова, Виктор Сергачев, Валентина Туманова, Анатолий Щукин, Р. Чумак, К. Устюгов
Сюжет фильма: Полнометражный мультипликационный фильм «Дикие лебеди», снятый по мотивам известной сказки Г. Х. Андерсена.
«Дни шли за днями, один как другой. Колыхал ли ветер розовые кусты, росшие возле дома, и шептал розам: — Есть ли кто-нибудь красивее вас? — розы качали головками и говорили: — Элиза красивее. Сидела ли в воскресный день у дверей своего домика какая-нибудь старушка, читавшая псалтырь, а ветер переворачивал листы, говоря книге: — Есть ли кто набожнее тебя? — книга отвечала: — Элиза набожнее. И розы и псалтырь говорили сущую правду.»
Мультфильм «Дикие лебеди», созданный по одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена, родился в 1963 году. Помимо своей нетипичной стилистики он отличался длительностью — 1 час. В те времена редкий мультфильм переходил за пределы 30 минут, поэтому этот стал настоящим рекордсменом. Но меня более всего привлекла именно стилистика. Может быть через это творение создатели хотели ненавязчиво втолкнуть в массы иной «неформальный» стиль, господствующий в Европе? Может через невинный жанр мультипликации было безопаснее выражать свою явственную тягу к современной культуре и моде запада? Я так и не нашла ответов на эти вопросы, а жаль. Жаль именно потому, что в этом мультфильме смешано до необычности много разных стилевых направлений, совмещенных и объединенных в одном — готике.
Этот мультфильм стал для меня настоящим открытием. Он очень современен, а в готичности может соревноваться и с творениями современных режиссеров. Конечно здесь присутствует некий советский «ветерок», выражающийся в чересчур горячих и добродетельных фразах, но куда же без этого! И все же, и все же! Я очень рада, что и мы когда-то делали настоящие мультипликационные шедевры, которые не идут к сожалению ни в какое сравнение с той безвкусицей, которую мы наблюдаем сейчас. Невооруженным взглядом можно заметить, как старались создатели «Диких лебедей» обойти эту «горячую» советскую стилистику и сделать нечто более современное и интересное. Должна сказать, что со своей «не патриотичной» задачей они справились блестяще! Они создали не просто увлекательную историю для детей, а настоящий гид по стилю. Это настоящий готический мультфильм. В меру пугающий, завораживающий, лихорадочный, элегантный, холодный, мрачно-красивый.
А может все дело в самом Гансе Христиане Андерсене? Ведь говорят же, что все его сказки предназначены не детям, а взрослым. Да, этот странный мужчина очень редко одаривал своих персонажей счастливым концом. Принцесса Элиза одна из немногих его героинь, добившихся торжества справедливости. Но вспомните, какой ценой получила она свое счастье! Не припоминаете? Тогда срочно читайте сказку и смотрите этот мультфильм. Уверяю вас, время не пройдет даром!
10 из 10
Не стоит забывать, что сказки Андерсена прошли «переиздание» братьев Гримм. В их версии было много страшных и взрослых моментов. Например, вместо епископа (короля) главным антагонистом была та же мачеха Элизы. Далее рассказывается часть про Элизу — мать. В одной версии она рожает только одного наследника, а в другой — троих, так как злая колдунья похищала одного за другим. Но чтобы цензура в советском кинематографе прошла успешно, наши киноделы упростили историю от Андерсена, добавив продолжительность времени в час и готический стиль мультфильма.
«Дикие лебеди» могут составить конкуренцию с фильмами ужасов 60-х годов (особенно с Винсентом Прайсом), книгами Эдгара Аллана По, музыкой Нины Рота и архитектурой церквей из Средневековья. Конкуренция с диснеевскими мультфильмами возможна — потому что план камеры стоит не на лицах героев, а на месте действия с персонажами.
В итоге вышел замечательный мультфильм об отважной и горячо любящей девушке. Эта история — прекрасный пример того, на что способна пойти женщина ради любви, фильм о способности к самопожертвованию, о способности сделать невозможное и рискнуть собственной жизнью ради дорогих людей.
Сказки Андерсена обычно очень печальные и… немного пугающие. Простой язык и буйная фантазия, взаимодействуя, придают его сказкам какую-то особую темную ауру. Сразу чувствуется, как хрупко счастье, как всесилен рок… человек — маленький огонек во тьме, где царят инфернальные силы. Мрачное мировоззрение было у знаменитого датчанина, что и говорить. Удивляться нечего, с его-то судьбой.
Цехановские взяли за основу своего длинного мультфильма сказку про диких лебедей. Про то, как кроткая, но сильная духом принцесса, рискуя жизнью, спасла своих братьев от колдовства. Конечно, убрали всю набожность Элизы, оставив только злых церковников. Сказка от такой цензуры не много потеряла — в оригинале набожность Элизы была только объяснением, почему на нее не действовало колдовство… в мультфильме она просто была сильнее духом, чем злая мачеха.
В атмосфере мультфильма ощущается что-то Шекспировское. Музыку бы еще сюда из фильма Козинцева — иллюзия была бы полной. Специфическая графика, иногда очень верно и чувственно передающая красоту человеческого тела, очень подходит именно экранизациям Андерсена (более поздняя «Русалочка» сделана в подобном стиле). Все тонкое, чуть изломанное, неспокойное, бледное, но словно светящееся изнутри.
Некоторые отхождения от оригинала были весьма изящны — история с чудесным источником. В оригинале злая королева просто намазала Элизу грязью — не слишком-то умный поступок, но король был, судя по всему, такой глупец, что и это сошло — и та ее просто смыла в ближайшем ручье. А тут принцесса много лет ходила с некрасивым лицом. Но вот странная история с королем далекой страны… он нашел якобы немую девушку, влюбился, а когда ее стали обвинять в ведьмовстве, видимо, несколько поехал головой и стал к ней приставать — скажи, да скажи, что ты невиновна. Ну немая она! И на охоту он поехал, оставив возлюбленную в лапах епископа — приз за самый тупой поступок хотел выиграть, не иначе.
Вообще, хотя Элиза и должна была молчать, в условиях ничего не было про показывать жестами или писать. Хотя, может, она была неграмотной. Но жестами-то можно было как-то попытаться защитить свое доброе имя. Нарисовать поясняющие картинки — тоже. Хотя это было бы очень смешно и не вписалось бы в атмосферу.
Немного напрягают клонированные братья Элизы. По сценарию было несколько «партий» близнецов, но близнецы от не-близнецов совершенно не отличались… (боже, бедная покойная королева — двенадцать детей, неудивительно, что она приказала долго жить). Также режиссеры решили выкинуть обязательную для Андерсена печальную ноту — крыло вместо руки у младшего брата. Наверное, и правильно — в детстве меня эта деталь просто ужасно огорчала.
Что до длины ленты… часовой мультфильм из сказки на две-три страницы делать, может быть, и не стоило. Вроде бы и провисающих кусков нет, действие ровное, но мрачная атмосфера за такое долгое время как-то успевает поднадоесть.