Дафна (1990)
Название: Дафна
Год выхода: 1990
Режиссура: Анатолий Петров
Сценарий: Анатолий Петров
Операторская работа: Михаил Друян
Продолжительность фильма: 10 мин.
Актёры: Тамара Сёмина, Татьяна Канаева, Светлана Дирина, Тимофей Спивак
Сюжет фильма: Фильм по древнегреческому мифу о нимфе Дафне. По воле бога любви Эрота, Аполлон полюбил Дафну. А у неё любовь Аполлона вызывает отвращение. Спасаясь от любви Аполлона, Дафна превращается в дерево. Свершилась месть Эрота Аполлону, желавшему смерти Эрота.
Прямое продолжение «Рождения Эрота».
Почему-то резко ухудшилось качество мультипликации. В отличие от первой части, где карандашные наброски перетекают в почти объемную анимацию естественно и красиво, тут, такое впечатление, мультфильм тупо недорисовали. Некоторые кадры просто уродливы.
Совершенно неубедительны монологи Аполлона и раздражает писклявый голос Эрота. Бог, впервые испытавший любовь и смятенный, но и разгневанный, вряд ли говорил бы об этом с таким старательно-пафосным выражением. А Эрота все-таки лучше бы озвучивал мальчик.
И, увы, куда-то потерялась прелестная идея озвучки первой части — перекликающиеся, накладывающиеся друг на друга голоса. Тут боги вновь говорят как обычные люди.
С другой стороны, матчасть все еще на высоком уровне. Миф пересказан по Овидию, прочтение, можно сказать, классическое — и при этом добавлен очень интересный эпизод, в котором Аполлону предоставлен выбор — безответно любить и страдать или быть лишенным этой муки, но и наслаждения любовного пыла.
Тем более, этот эпизод, равно как и бегство Дафны, нарисованы все же красиво. В целом же, хотя мультфильм совершенно откровенен в изображении наготы, он мог бы быть и эротичнее. Следующий, «Нимфа Салмака», в этом плане куда интереснее.
90-е годы двадцатого столетия, в Россию пришли свобода слова и самовыражения, мода на откровенность в одежде и поведении. К новым временам появились и новые фильмы, среди них — «Дафна». Фамилия режиссера — Петров, для российской мультипликации знаковая, но иногда не сразу понятно, о каком из двух режиссеров идет речь. Александр, снявший «Мою любовь», «Старик и море», работал в технике «ожившей живописи». Другой Петров — Анатолий — внес не меньший вклад: создал более семидесяти мультфильмов, выбрав для себя редкий стиль мультипликации в трехмерном пространстве. Среди них и самый знаменитый рыжий, и Бонифаций, и Тараканище, и Бременские музыканты… Работал для детей, но, под занавес карьеры, после перемен в стране, пришел к взрослым темам, создав цикл из пяти историй.
Первым вышел «Рождение Эрота». «Дафна» смотрится как продолжение, хотя это не вторая серия, а отдельный мультфильм. Афродита вырастила сына, Эрота, вопреки воле богов, и теперь готова им мстить его руками. Привезла лук и стрелы, научила ими пользоваться, и стрелы те не простые, они не убивают, а поражают любовью. Подготовившись к мщению, мать с сыном увидели Аполлона, боровшегося со змеем. Гадину бог победил, но от стрелы младенца не смог увернуться и влюбился в первую встреченную им девушку, Дафну. Поначалу она благосклонно слушала рассказ о том, что с ним случилось, о его чувствах, однако стрела Эрота поразила и ее, другая стрела, убивающая любовь. И вот уже Дафна протестует, вырывается, убегает, зовет на помощь. Но можно ли спастись от этой силы, не прибегая к превращениям?
Этот цикл не зря называют греческим, ведь снят по мифу, и даже титры стилизованы, но «Дафна» — не просто переложение короткой истории средствами мультипликации, режиссер углубил и дополнил оригинал, добавил эпизоды беседы Дафны и Аполлона, отказ влюбленного от избавления от этой сладкой муки, сам мотив мести Афродиты.
Мультфильм не оставляет зрителей равнодушными, хотя выглядит несколько незавершенным, мешают остановки кадра, будто зависает показ, при том, что голоса героев звучат, ведут историю дальше. Писклявая озвучка мальчика режет уши, а голос Афродиты выбивается из общего стиля, напоминая грубостью базарную торговку. И то, что память о возлюбленной закрепится в венке лавровом, из фильма не особо ясно. Но сделано это все невероятно убедительно: тела и лица будто живые — всё дышит, движется, изгибы, мышцы, мимика, и страсть, и гнев, и отвращение. Анатомическая точность изображения тел, побег Дафны, показанный очень живо, её перерождение — понятно, почему этот мультфильм помнят столько лет.
Сейчас уже трудно прочувствовать, как эти откровенные кадры смотрелись тогда, на заре 90-х, ведь нынче никого не удивишь голой натурой. Советские фильмы с их пафосом, пуританством, приоритетом коллективного над личным, в которых о любви говорилось осторожно, намеками и чаще всего в производственной обстановке, сменил откровенный рассказ о чувствах, потаённых желаниях отдельного человека. Теперь уже можно сказать, что с этими свободами ударились из крайности в крайность, пошлость в кино льётся через край, но тогда — это был прорыв, знаковый этап в развитии нашего общества и кинематографа.