25-е – первый день (1968)
Название: 25-е – первый день
Год выхода: 1968
Режиссура: Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин
Сценарий: Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин
Операторская работа: Владимир Саруханов
Композитор: Дмитрий Шостакович
Продолжительность фильма: 9 мин.
Сюжет фильма: Фильм-плакат который был создан, на основе произведений советских художников первых лет революции, к 60-летию Октябрьской революции.
Очередная агитационная короткометражка, которая выделяется среди многих других только известным, впоследствии, режиссером Норштейном. Сделана скорее всего по указанию партии, так как после этого, к нашему счастью, ничем подобным режиссер руки не марал.
Сюжет: практически никакого, сначала показаны картины известных художников, потом как героическая армия трудящихся разбивает капиталистов и наконец апофеоз «гениальности» картины — монолог Ленина под документальные кадры.
Техника рисования никудышная, рисунки больше похожи на работу пятиклассника чем мастера.
Единственный плюс картины — музыка. Хотя при просмотре сего творение не покидает ощущение пафосности происходящего.
Вердикт: К счастью, совершенная свобода слова и отсутствие навязывания единой доктрины нашего общества позволяет объективно оценить это произведение. Рекомендую исключительно как первую работа Норштейна или людям, празднующим 25-е.
1 из 10
Я посмотрел «25-е», видимо, никак не меньше 25 раз. И мощнейший эмоциональный заряд получал столько же раз. Как в первый раз. В чем, на мой взгляд, феноменальность этого норштейновско-тюринского шедевра? Прежде всего, в горельефности образов и сцен, а также в потрясающей музыке Шостаковича (фрагменты 11, 12 симфоний). Две эти крайне важные составляющие слились в единое неразрывное целое, обогатив друг друга.
Авангардные фрески Альтмана, Петрова-Водкина и других художников 10-х, 20-х годов прошедшего столетия приковывают взгляд зрителя, а мастерски расставленные режиссёрами по ходу всей ленты — просто очаровывают. Сцена бурной человеческой реки (красногвардейцы, революционные матросы и рабочие), хлынувшей на Зимний дворец, смывающая на своём пути всё и вся — весь старый мир — является, безусловно, пиковой, апогейной и производит очень и очень мощное впечатление в купе с апогеем музыкальным (фрагмент 1-й части («Революционный Петроград») 12-й симфонии). На принципе амплитудного совпадения музыки и анимационного ряда построен весь фильм.
Немного о судьбе ленты. К моему большому сожалению, стоит признать, что мультфильм был совершенно неизвестен широкому зрителю даже в советское время, а уж тем более он не знаком современному поколению. А жаль… очень жаль. Увы, но совершенная зашоренность и «заштампованность» нашего общества вряд ли в ближайшее время даст объективно оценить прекрасный фильм. Посмотреть «25-е» я бы порекомендовал всем вдумчивым лишённым предубеждений и предрассудков людям.