Это что ещё такое? (1989)
Название: Это что ещё такое?
Год выхода: 1989
Режиссура: Наталья Марченкова
Сценарий: Наташа Гузеева
Композитор: И. Масловская
Продолжительность фильма: 9 мин.
Сюжет фильма: История о необычном коте и мальчике, которые, как только наступает ночь, берут в руки ручки и принимаются за написание новых шедевров. Кот объяснил мальчику, что такое рифма, и они вместе прекрасно с ней справляются. Но есть люди, которые не любят стихов. Кто-то считает их ненормальными, кто-то необразованными или неинтересными. Наши герои к таким не относятся, но вот соседи мальчика против стихов и песен, ведь ребята занимаются их написанием ночью…
Как-то в последние несколько лет все чаще приходит осознания того, что значительная часть мультипликации советской, именно той без которой, мы с Вами, мой уважаемый читатель, в далеком-далеком детстве, и подумать не могли о погружении в здоровый безмятежный сон, несет некий скрытый посыл и таинственный смысл.
Возможно, после такой вот замысловатой фразы, с которой я и хочу начать свой сегодняшний отзыв, у большинства зрителей перед глазами пронесутся фрагменты великого норштейновского творения «Ежик в тумане». Не могу, не согласится с данной аудиторией, ибо сей мультфильм является лучшим тому примером.
Но… Наравне с маленьким ежиком, заблудившемся в тумане; в память врезался мальчик (в пижаме, хоть и не полосатой), блуждающий с черно-белым котом. В таком вот дуете, они распевают странные песни, что мешают спать соседям всевозможных мастей и оттенков, представляющих такое себе однообразное «серое» общество, но об этом немного позже.
Наверно, будет уместным упомянуть обо всей красочности происходящего, ибо с одной стороны перед нами не что иное, как ода детству, где так часто стираются грани между миром реальным и фантазией, лучшей средой для которой есть сон. И значит совсем не случайно вполне реалистическая советская кухня, в полной мере передающая всю сущность быта тех времен, с легкой подачи кота, наполняется сюрреалистическими образами. Образы эти имеют все тот же колорит эпохи, что создает невероятную целостность общей картины.
Хотя, пересматривая роботу Наталии Марченковой спустя много лет, воображения будоражат уже совсем иные вещи. Есть процесс творческий, представленный стихами, как путь к познанию самого Бытия; есть соседи (модель рабочего советского общества), как символ коллективного бессознательного, жаждущие спать и не желающие познавать сущность вещей. Есть домашний кот, готовый показать иную сторону жизни, и провести юное формирующиеся создания к истине, единственной дорогой к которой есть процесс творчества. Есть доктор, маленькая деталь в образе которого, а именно кожаные браслеты (уверен, далеко не случайный элемент), придает ему схожести с певцами свободы, представляющими рок — движения. Которое, кстати, во времена выхода мультфильма на экраны, обрело значительных оборотов. И уж точно далеко не случайно сей лекарь диагностирует серьезную болезнь всем тем, которым стихи мешают спать…
Возможно, все вышеупомянутое всего лишь концентрация внимания на неосознанных мотивах (ибо очень часто смысл произведения даже для самих авторов открывается лишь после воплощения в жизнь). Возможно, аллегоричный способ через детский мультфильм в стране цензуры заявить о грядущих переменах. Но, наравне с невероятными песнями, открывающими саму суть персонажей, нотками юмора и необычайностью графики, на выходе имеем очень достойный мультфильм, который даже спустя годы вызывает эмоции, окутывая легким чувством ностальгии.
«Я ждал это время, и вот это время пришло -Те, кто молчал, перестали молчать». ©
10 из 10