Чуча (1999)
Название: Чуча
Год выхода: 1999
Режиссура: Гарри Бардин
Сценарий: Гарри Бардин
Операторская работа: Александр Двигубский
Продолжительность фильма: 24 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Константин Райкин, Полина Райкина
Сюжет фильма: Если ты маленький, а вокруг одни взрослые и до тебя никому нет дела — это грустно. Но если это ещё происходит в новогоднюю ночь, то это — просто тоска.
Фильм о мальчике, который сам себе смастерил из старых, ненужных вещей очень нужную ему няню — Чучу. И, как всегда бывает в сказках, Чуча ожила. А уж что она устроила для мальчика, какой праздник, рассказывать бессмысленно.
Есть такое особенное настроение — новогоднее. Оно какое-то такое радостное, невинное. Настроение, когда веришь в чудеса, когда этих чудес больше всего хочется. Дома появляется елка, на ней игрушки, гирлянда. Магазины, под вечер, переполняются людьми. Город разукрашивается разноцветными украшениями. Праздник — одним словом.
Но что больше всего не хочется в новый год — так это остаться одному. Гришковец, конечно, в своем «одновременно» говорил, что иногда хочется встретить этот самый новый год где-нибудь в пещере в самой неудобной позе. Я тоже иногда подумываю что в новый год надо собраться мыслями, ведь как его встретишь, так и проведешь. Но нет, конечно-же я так не смогу. Это народный праздник: гулянья и подарки — вот характер нового года.
Тоскливо в новогоднюю ночь одному. Особенно когда ты совсем маленький. Но есть у тебя одно преимущество — воображение. И вот тут можно дать волю своим детским мыслям и мечтам.
Чтобы создать самому такую няню действительно нужно немалое воображение. У меня бы не хватило фантазии сделать из боксерской перчатки голову, а умело совместив подтяжки и подушку у меня бы вряд ли получилось что-то похожее на туловище. Ну и волосы из кассетных лент тоже очень прикольно.
Чуча — в первую очередь, все-же, не няня, а хороший друг. С которым можно пошалить, поучиться, пообщаться. Хотя разве не такой должна быть хорошая няня?
Мультик очень приятен в музыкальном оформлении. Праздничная зажигательная музыка, в общем-то на музыке этот мультик и построен — диалогов, как таковых, нету.
«Чуча» — фильм проскользнувший в моем сознании парой просмотров, но сильно осевший где-то внутри. Кроме самой Чучи, я конечно ничего не помнил до сегодняшнего пересмотра. Ах, Чуча, болтающая ногами на крыше, — одно из ярчайших воспоминаний.
В целом получился очень добротный, хочу заметить, кукольный мультик. Где-то напоминает «Мерри Поппинс, до свидания», где-то еще кое-какие мультики и фильмы, но в целом — отдельный и очень хороший мультфильм.
Также весьма интересен в рамках рассматриваемой темы триптих Бардина «Чуча», который он создавал на протяжении семи лет, прерываясь для работы над «Адажио». Являясь, как и «Брэк», во многом шуточным дивертисментом, «Чуча» использует более широкую палитру жанров, превращаясь не только в демонстрацию режиссерской и технической виртуозности, но и становясь для зрителя (правда только в третьей части) моральным назиданием. Иронически перерабатывая историю Пигмалиона и Галатеи, Бардин облачает ее в плотное одеяние цитат, среди которых есть место и мотивам из произведений Астрид Линдгрен о Карлсоне, и еврейской легенде о Големе, и даже по-доброму поданной аллюзии на текст Мэри Шелли о Франкенштейне.
Подобно многим выдающимся писателям (в том числе и фантастам), Бардин обличает черствость и жестокосердие людей, занятых лишь собой, противопоставляя им добродушие и отзывчивость сказочных персонажей (одна из наиболее устойчивых особенностей искусства анимации в принципе). Используя стилевые особенности мюзикла в первой части «Чучи» и приключенческого жанра — во второй, Бардин создает почти кинематографический по красоте кадр, вызывая в памяти зрителя работы операторов В. Стораро и Д. Ротунно в картинах Б. Бертолуччи и Ф. Феллини.
В первой части высококонтрастное, колористически насыщенное изображение пытается передать таинственную рождественскую атмосферу в ее голливудской интерпретации, то есть как пустой красивый антураж, лишенный самого главного — понимания смысла праздника Рождения Христа как Боговоплощения во имя спасения людей, что делает первую часть мультфильма не только бессодержательной, но и вредной с духовной точки зрения. Однако, динамическая последовательность сцен помогает Бардину в полной мере показать свои способности организатора съемочного процесса и владение искусством монтажа, что делает архитектоническое построение всех трех частей «Чучи», хоть и не совершенным (как в «Конфликте» и «Адажио»), но весьма близким к идеалу.
Но если первые две части триптиха представляют собой семантически бедное формально-стилевое упражнение, то его кода очень точно вписывается в контекст творчества Бардина, наглядно выражает антропологию этого художника. Пробуждение в маленьком мальчике зависти, прорастающие из нее злодейства, показаны режиссером с очевидным намеком на библейское повествование о Каине (в одной из сцен, грязь на лбу мальчика напоминает каинову печать). Ревнуя Чучу к собаке, мальчик все более теряет человеческие черты, а облик самой Чучи еще сильнее гуманизируется, превращаясь в архетип матери, полностью отдающей себя тем, о ком заботится.
Человеком становится лишь тот, кто способен бескорыстно и самозабвенно делать что-то для других: в этом смысле щенок, приходящий на помощь своему завистнику-губителю, гуманнее того, кого он выручает из беды. В отличие от многих других своих лент в «Чуче» Бардин оптимистичнее смотрит на человеческую природу, мультфильм демонстрирует веру в возможность человека к нравственному перерождению и примирению с другими людьми.
В девяностые выпускалось очень мало фильмов — в основном всякая «чернуха» про бандитов и всё такое низкого качества с обязательным (!) присутствием обнажённых женщин в кадре.
Мультфильмов же практически вовсе никто не делал (некоммерческое видимо это дело).
Честно признаться раньше этого мультика не видел — а сегодня случайно глянул, и должен признаться что при всей своей кукольной примитивности и закадровой американской (в первой части) музыки (видимо спонсоры были забугорные?) сюжет очень даже человеческий, добрый и милый.
Ставлю высокую оценку учитывая время и обстоятельства создания. Ну и личность сценаристарежиссёра — он принимал участие в создании таких культовых мультфильмов как «Летучий корабль» и «Пиф-паф ой-ой-ой!», как актёр в фильме «Розыгрыш», озвучивал мультфильмы «Волшебник изумрудного города», «В синем море в белой пене», «Ивашка из дворца пионеров» и т. д.
8 из 10