Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни (2015)
Название: Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни
Год выхода: 2015
Режиссура: Сергей Серегин
Сценарий: Анатолий Вологдин, Елена Габец, Сергей Серегин
Композитор: Дмитрий Рыбников
Продолжительность фильма: 73 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Прохор Чеховской, Ольга Шорохова, Диомид Виноградов, Александр Тараньжин, Станислав Дужников, Вадим Демчог, Алла Санникова, Сергей Габриэлян, Алексей Емцов, Алексей Иващенко
Сюжет фильма: Россия, конец 17 века. Царь Петр Первый издает указ о праздновании Нового года. Ко двору царя под видом ученого-механика приезжает Магистр темной магии, который стремится попасть в Волшебные Миры и вернуть свою магическую силу. Врата Волшебных миров находятся в Москве в Сухаревой башне. Их охраняет граф Яков Брюс — знаменитый сподвижник царя Петра, ученый, колдун и Чародей Равновесия. Ученик Брюса, подросток Петя, случайно узнает о коварных планах Магистра и спешит к Сухаревой башне, чтобы предупредить дочь Брюса Маргариту об опасности. Дети ссорятся и нечаянно разрывают старинный манускрипт, в котором заключена магическая сила Брюса. Для восстановления манускрипта дети отправляются в опасное приключение в Волшебные миры.
Посмотрел мультфильм на премьере в кинотеатре «Космос».
Не думай ни о чем (с)
Граф Яков Брюс был не только сподвижником царя Петра, но и охранял мир от темных сил. Все изменилось, когда его дочь Маргарита и гардемарин Петр случайно порвали манускрипт равновесия. Сухарева башня потеряла защиту и Брюсу ничего не оставалась, как отправить детей в путешествие по 10 мирам в поисках ингредиентов для восстановления волшебного манускрипта.
Создатели картины пошли на риск, и поставили все не на очередную попытку сражения с западом, а на фантастический мультфильм, который тесно связан с историей нашей страны.
Сергей Серегин снял детский мультфильм так, будто бы это серьезная полнометражная кинокартины, при том это продукт, рассчитанный на самую маленькую аудиторию.
Сценарий, если бы не было исторических сносок, можно было бы смело называть шаблонным. Хотя авторы и пытались найти, что-то свое. Но для этого им не хватает расширения аудитории и более закрученного сюжета, который возможен в уже готовящихся продолжениях приключений Пети, Марго и Кубика.
Удивительно и похвально, что наши художники до сих пор продвигают свое видение рисовки мультфильмов. Рассчитанное на более возрастную, насмотренную аудиторию, тем не менее, используется исключительно на детских проектах.
Мультфильм «Чародей равновесия» можно считать успешным, если рассматривать его как некий эксперимент, авторы, которого ищут новые ходы и пытаются просчитывать запросы и интересы аудитории. Но, как продукция, которая должна конкурировать с другими представителями жанра, она слишком уж узкоспециализированная.
5 из 10
Дело в том, что сериал о Сухаревой башни прошёл как-то мимо меня, несмотря на то, что я стараюсь быть в курсе тенденций российской мультипликации. Так что на мульт я шла совсем неподготовленной, вооружённой легендой о Брюсе, несколькими кусками сериала, который я заставала по телевизору, и трейлером.
Мультфильм оказался, как понимаю, приквелом к сериалу, потому из дополнительных знаний потребовались только сведения из школьного курса истории о русском чародее. Завязка довольно простенькая: в Сухаревой башне, где живёт придворный колдун Петра Великого Яков Брюс, очень юный гардемарин Петя случайно уничтожает охранный манускрипт и теперь вынужден вместе с дочерью колдуна Марго отправляться в иные миры, чтобы добыть все ингредиенты, необходимые для нового свитка. В это же время Брюс остаётся в Москве и стремится отражать нападения злого мага — бывшего хранителя порталов между мирами.
Давно не испытывала таких сомнений по поводу оценки какого-либо произведения. Герои выписаны слабо, их анимация дёрганная, кажется, сделана в Anime Pro, да и сама рисовка напоминает попытки в нулевых создать «русскую мангу». По-настоящему ярким характером обладает разве что Марго — за счёт на самом деле прекрасного сценария и мастерской озвучки. При этом фоны выполнены на высшем уровне, очень советую смотреть мультфильм в 3D, чтобы наслаждаться экзистенциальной красотой пустых коридоров, пугающими тёмными силами, вещающими из разбитого зеркала, и красотой залитой лунным светом башни.
Опасности, которая портит любые произведения, а именно снижения достоверности при описании вымышленных миров, мультфильму удалось избежать. Волшебные миры обладают глубиной и не оживают только на то время, чтобы принять героев. Необходимое ощущение, что миры существовали до посещения и будут существовать после, остаётся. Довольно много взято из Миядзаки, так лавка ненужных вещей — один в один «Ходячий замок», прыгающие головы продавца не слабо напоминают «Унесённых призраками», а трущобы железного мира словно вышли из «Лапуты». Но, имхо, что-то с освещением, потому не возникает фирменной миядзакиевской атмосферы, того самого напоённого магией воздуха, который чувствуется в его работах.
Мультфильм напоминает «Пибоди и Шермана» постоянным перепрыгиванием из мира в мир. Но тут есть громадная разница, которая делает «Башню» и лучше, и хуже американских аналогов. В чём лучше — это сценарий. Сценарий близок к оскаровским. С 80-х я не видела такого количества кульминационных моментов в одном произведении. Купив билет на один мультфильм, вы получаете три в той же упаковке. Обе сюжетные линии (Москва и волшебные миры) — одинаково интересны и насыщены действием. Это, кстати, беда почти всех (кроме пиксаровских и пары-тройки диснеевских) современных зарубежных мультов — слишком простенькая история, не обладающая внутренней энергией. «Башня» гораздо богаче в этом отношении.
А вот в другом аспекте «Башня» значительно проигрывает американцам. В том же «Пибоди и Шермане» можно наблюдать отличную игру на разницах восприятия и жонглирование разными по стилистике эпизодами: вот смешной момент, потом экшн, потом лирический полёт на параплане и т. п. В «Башне» гонят сюжет так, будто их кто-то нагоняет (может, на самом деле им ограничивали хронометраж). Никаких акцентов, а попытки соединить смешное и страшное, очень редко оказываются оправданы стилистически (в кинозале было несколько детей и я услышала, что они засмеялись только в действительно неплохом эпизоде, когда незадачливые прислужники злодея пытаются поймать Марго, за которую принимают оживлённую магией куклу). Так мрачноватый и таинственный мир змей, в который герои проходят сквозь циклопическую ацтекскую статую, мгновенно теряет половину очарования, когда змей зачаровывают посредством ламбадоподобной песни.
Ещё раз повторюсь, что сюжетом мультфильм не просто может посоперничать с американскими образцами, но обходит их на пару корпусов и уже очень близок к вышей лиге японской философской анимации: сама тема придворного колдуна, количество сюжетных поворотов, идея равновесия, которое важнее борьбы добра со злом и т. д.. Что касается атмосферности, то тут мультфильм не на высоте, зрителя старше одиннадцати лет ему удерживать сложно. Не буду играть в Кассандру и предрекать проекту успех или забвение, одно могу сказать точно: то, что проект крайне интересный и может когда-нибудь вырасти в новое направление российской анимации — это стопроцентно.
«Тайна Сухаревой башни» — весьма необычный мультфильм, тем более в наше время, когда в дорогом антураже разыгрываются, как правило, простенькие сюжеты. Здесь все наоборот: довольно небрежная, но яркая, насыщенная рисовка отлично оттеняет лихо закрученную фабулу, где причудливо смешиваются магия, история и своеобразный юмор авторов. Может быть, этот мультфильм и не добьется многомиллионных сборов и огромной популярности, но он явно заслуживает визита в кино.
В первую очередь, благодаря фантазии создателей, поместивших действие в петровские времена — встречается подобное, мягко говоря, нечасто. Волшебные миры, куда судьба забрасывает главных героев, кажутся по-настоящему волшебными. И источники вдохновения у «Тайны Сухаревой башни» — весьма и весьма достойные. Миядзаки, безусловно, но есть и другие отсылки — лично мне вспомнился нишевый, но очень интересный проект «Машинариум».
На роскошном фоне, правда, немного теряются персонажи, но не стоит забывать — мультфильм детский, скорее для младшего школьного возраста. С другой стороны, характеры, диалоги — все это стоило проработать глубже.
Что касается исполнения, то тут есть плюсы, но есть и минусы. Плюсы — по-настоящему ярко и необычно. Краски радуют глаз, детализация на высоте, очень характерный почерк у мультфильма — я нисколько не была удивлена, узнав, что его делали те же люди, что и «День рождения Алисы». Минусы — местами небрежно и шероховато. Возможно, так задумано, но складывается ощущение, что «Тайне Сухаревой башни» попросту не хватило бюджета.
Самое главное — мультфильм интересно смотреть, хотя мне уже далеко не восемь лет. И если безусловно прекрасные, дорогие и красивые работы голливудских студий постепенно сливаются в одно целое, за редкими исключениями, то «Тайна» определенно надолго останется в моей памяти. И воспоминания точно будут приятными.
Если бы этот мультфильм сделала какая-либо Голливудская ведущая анимационная студия.
Не сказать, что с нетерпением, но я ждал этот мультфильм. Наверное, я один из немногих, кто ещё верит в то, что отечественный кинематограф ещё не до конца умер. Может, дело в довольно низких бюджетах, может виною тому современные технологии, которыми авторы надеются вытащить весь фильм, забывая про сюжет, может это просто лень, но ведь не мог же талант, который показал Советский кинематограф, куда-то взять и пропасть, не так ли?
Ну да ладно, вернемся к мультфильму. Он крайне неоднозначный. Не особо хорош, и не особо плох, где-то на середине.
Сюжет здесь даже отличный, и как я уже говорил, если бы этот мультфильм делали Pixar, или DreamWorks, или Walt Disney, и т. д., возможно он бы даже и шедевром стал. Но, увы, его делала какая-то неизвестная студия, и мультфильм портит множество недостатков и недочетов.
Анимация отличная, особенно понравилось кстати начало, зимний русский городок… Приятно как-то на душе стало.
Нормального юмора нету, ни разу не улыбнулся.
Итог: Неплохой мультфильм, один раз можно посмотреть, но лично мне пересматривать не хочется.
P.S. Я слышал, что планируется сиквел. Что ж, посмотрим что они там придумают, а пока что я им пожелаю удачи.
P.P.S «Крепость» просто невероятно сильно жду, и даже на постер смотрю и радуюсь за наших аниматоров.
6 из 10