Падал прошлогодний снег (1983)
Название: Падал прошлогодний снег
Год выхода: 1983
Режиссура: Александр Татарский
Сценарий: Сергей Иванов
Операторская работа: Иосиф Голомб
Композитор: Григорий Гладков
Продолжительность фильма: 20 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Станислав Садальский
Сюжет фильма: Давненько когда-то, в одной весьма пластилиновой местности, жил да был орел-мужчина, как-то под новый год послала его жена за елкой…
В любом возрасте, в любом месте земного шара, в любом году — этот мультфильм будет популярным и бессмертным! Падал прошлогодний снег — напоминание нам о нашей натуре, те кто мы на самом деле — мы русские! Мультфильм передает нам то что большинство уже утратило — любовь к родине, любовь к русской деревеньке. Это не просто сказка, это символ!
Смотря его, взрослые на 20 минут окунаются в детство, окунаются с головой и не хотят чтоб эта сказка кончалась.
Для меня это самый самый любимый мультфильм… чарующий, манящий, завораживающий, красивый, добрый — вызывающий искреннюю ностальгию и искреннее наслаждение…
P.S. Ностальгия — тоска по родине, по родному дому. Почти все современные словари русского языка фиксируют также другое значение слова «ностальгия» — «тоска по прошлому».
Наслаждение — этическая категория, обозначающая безмятежное состояние удовлетворенности одной или нескольких потребностей.
(Википедия)
P.P.S. «Падал прошлогодний снег» нельзя смотреть из-за того что он интересный, его можно смотреть из-за того что любишь его! Если вы видели его больше одного раза, могу поспорить вы от него без ума.
10 из 10
Все-таки самые лучшие мультипликационные картины — это мультики российского производства, я в очередной раз в этом убедился. Вообще, давненько не доводилось смотреть ничего советского, но так уж мне захотелось, я посмотрел «Падал прошлогодний снег». Как это вышло? Я просто перебирал в голове варианты просмотра, хотел посмотреть что-то новогоднее, поэтому мне в первую очередь вспомнился этот мультик. Несмотря на то, что мультфильм идет всего 20 минут, он отражает всю человеческую жизнь, по-моему.
Помню, что в детстве я был в полном восторге от этой работы режиссера Александра Татарского, единственное, в чем была некоторая заминка — я мало что понимал, осознавал. То есть, для меня это был просто очень веселый пластилиновый мультфильм, который доставлял море удовольствия и радости. Доставил море радости он и сейчас мне, задав определенное настроение, но не полностью счастливое и праздничное настроение я получил, хотел немного другого эффекта. Интересен тот факт, что в конце мне стало действительно очень грустно за нашего героя, чуть не прослезился, в детские годы такого не было.
«Когда желудь спелый, его любая свинья слопает»
Итак, в одной пластилиновой местности… В общем, эта наша с вами история про одного простого-простого-препростого русского мужичка. Занятий у него на каждый день просто пруд пруди. Какие занятия? Ни много ни мало — безделье. При этом занятии у нашего персонажа выводов никаких не возникало, умозаключения делать он не мог, зато запросы у него были самые большие, жадность меры никакой не знала. Да, да, да, на ум этот русский человек силен не был, слова многие выговаривал с трудом, зато жена попалась ему сильная духом, держала его в ежовых рукавицах, как говорят (пыталась, по крайней мере, это делать). А в один прекрасный пластилиновый день решила она непутевого мужа занять, взяла да и послала его далеко-далеко, за елочкой, в общем. И действительно, какой же Новый Год без елки в доме? При этом жена четка и ясно дала понять, чтобы без елочки домой не возвращался, а вот с елочкой, в общем…
Эта мультипликационная картина самая веселая, а в то же самое время и самая грустная. Да и сравнивать эту работу с какими-либо другими занятие напрасное, ведь она уникальна сама по себе. С помощью отлично слепленных пейзажей, предметов, персонажей, мы наблюдаем за человеческими отношениями, которые спрятаны здесь. Можно сделать массу выводов, пересмотрев этот замечательный мультфильм. «Падал прошлогодний снег» показывает нам, насколько важно иметь рядом близкого человека, человека, который может тебя в любой момент поддержать, что бы ни случилось, что бы ни произошло. Мы можем наблюдать за тем, насколько тяжела наша жизнь в ее общем виде.
«А что эта за жизнь без пианины?»
Что касается юмора, то здесь его хоть отбавляй, хотя вряд ли кто-то захочет этим делом заниматься. Самый настоящий здоровый юмор здесь задействован, а еще прослеживаются разнообразные пародии, приколы. Также самое запоминающееся, что есть в фильме — фразы, которые можно разбирать на цитаты, это вообще нечто. Очень запоминающаяся музыка использована в ленте, в особенности я благодарен композитору Григорию Гладкову за финальную тему, я влюбился в эту музыку. Как итог, перед нами практически самая главная работа Александра Татарского наряду с мультфильмом «Следствие ведут колобки», которая не оставит никого равнодушными. Всем советую перед новогодними праздниками освежить этот мультик в памяти.
Это любимая фраза главного героя, она мне запомнилась еще с детства. Когда я смотрела этот мультик совсем маленькой, я абсолютно его не понимала.
Как это — из арбуза сыпятся куриные косточки, елки превращаються в дубы, а мужичек — в утюг?
Но когда этот, не побоюсь выражения, шедевр недавно попал ко мне на компьютер совсем случайно, я просто давилась от хохота, когда пересматривала.
Надо же, а говорят у разных поколений разное чувсво юмора. Тогда наверное режиссер Татарский свое поколение опередил в этом плане.
Это просто незабываемое зрелище, а финальная сцена на мосту чуть не заставила меня расплакаться, хотя я еще не отошла от своего приступа смеха, над волшебной палочкой и тем, что она творила в руках главного героя.
Браво! Это просто шедевр. Такими фильмами можно гордится!
«Ой, как я очень это богатство люблю и уважаю!..»
Что значит определение «кино для взрослых» — объяснять никому не нужно. А как понимать «мультфильм для взрослых»? Ведь так все очевидно. Стопроцентно сказочная история, где в лесу возможны любые чудеса, где можно стать тем, кем только сердце пожелает — для этого и многих килограммов пластилина не жалко! Ребенок за нарядной анимацией не будет искать потаенных идей, куда любопытнее поскорее увидеть, кем еще обернется чудаковатый мужичок. Взрослый же волей-неволей начнет подмечать остроумную режиссерскую насмешку над наиболее характерными пороками русского человека. Под камнем сим таится не самая глубокая, но всегда актуальная тема, которая вышла далеко за рамки глиняной страны. «Падал прошлогодний снег» — мультфильм, пронесшийся сквозь несколько эпох страны и для каждой из них, он представлялся по-разному.
Взгляд из 80-х
В перестроечном Союзе еще знать не знали о рыночной экономике. Зато почти каждый ребенок знал о купечестве. Без елки не может быть настоящего Нового Года, но как здорово — не только найти в лесу подходящее дерево, но и источник нежданного богатства. Адекватный охотник побрезгует зайцем как добычей, что с него: одни уши да жестковатого мяса пару кило. А ребенок-октябренок верит в чудеса. Ведь мужик дотопал до опушки, нашел зайца — чем не труд? Что этот разудалый дядька — простой бездельник, маленькому человеку невдомек. Мультфильм Александра Татарского задевает сентиментальные нотки детской души, такие родные сказочные атрибуты: яблочко по блюдечку, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы. Так легко вериться, что мифы могут ожить, лишь только лес подходящий найди! Когда страна будет меняться на глазах, дети начнут взрослеть все быстрее. Они начнут понимать, что означает не только «строгая жена», но и «авторитетная». И не будет место чуду в сердце, а останется лишь в памяти понурый мужик, которому саксофон играет грустный марш.
Взгляд из 2010-х
За лихими превращениями мужика в сказочном лесу уже не потеряешь главной нити: этот усатый господин — простой лентяй, гуляка и разгильдяй. В то же время, его беззлобность обескураживает в любом возрасте. Мужику все время «маловато будет». Так что с того — каждому хочется кусок пожирнее. Сейчас о купцах редко вспоминают, в то же время понятие «торгаш» эволюционировало от уважительного до пренебрежительного. Усатый весельчак забрел в избушку на курьих ножках, что тут странного — любопытство в крови у каждого. Безумный калейдоскоп превращений настраивает на поиск аллюзий, но их на самом деле нет. Есть сатирическое высмеивание человеческого беспутства и легкомысленного отношения к жизни. Катализатором отношения зрителя к мужику выступает сам автор. Заслуженный «Кирпич» России Станислав Садальский не устает одергивать и высмеивать незадачливого героя, но сам и проводит границу между минусами и неисправимыми пороками. Автор сопереживает мужику, что того и на порог не пускает суровая жена. Грош цена всем чудесам, если они затмевают главное — гуманное отношение к самому родному человеку! Или Новый Год без елки — не Новый Год?
— Неужели на том и конец?
— Конец, конец… Концы в воду!!
Вероятно, еще лет через 30, «Падал прошлогодний снег» будет наводить зрителей на совсем иные размышления, наша страна по-прежнему переменчивая субстанция. Но одного мультфильм Александра Татарского не утратит — уникальности. Во времена, когда от анимационных фильмов хотелось смеяться, а не кривиться, увидело свет меланхоличное творение, которое заставляло напрягать разум, а не голосовые связки. Садальский просит «напомнить ему, рассказать ту историю», но на самом-то деле, он давно уже все сказал, а Татарский — показал. Из пластилина вышла доходчивая иллюстрация. И все-таки, думать над этим трогательным мультфильмом долго не стоит, куда лучше посмотреть еще раз на то, какие они типичные недостатки русского человека. Ничего смертельного или непоправимого в них нет, нашлась бы рука (не обязательно «железная»), которая вела бы по жизни. А уж лесов у нас, к счастью, еще полно, а в них обязательно найдется та самая елочка!
«Пир желаем горой!»
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.
Встречаются взрослые со странным хобби — они любят перечитывать детские книжки и пересматривать детские фильмы и мультики. Особенно советские. Кто-то назовёт таких людей инфантильными, кто-то начнёт считать незавершённые гештальты, иные скажут, что всё дело в ностальгии или будут рассуждать о цензуре в СССР и невозможности для авторов высказать желаемое иначе чем через «несерьёзное» произведение для детей. Однако всё это лишь попытка проверить алгеброй гармонию. Иногда за попыткой купить билет на давно ушедший поезд кроется подсознательное желание просто прогуляться вдоль убегающих за горизонт рельс и взглянуть на такой обычный и с детства знакомый пейзаж другими глазами. Увидеть что-то новое, незаметное доселе. Неожиданно для себя совершить открытие и получить удовольствие от забытого чувства узнавания, посмеяться над тем, что раньше казалось просто частью придуманного мира, будь то налоги на погоду принца Лимона, история мальчика Бобби, который очень любил деньги, образ владелицы магазина «Слеза ребёнка» госпожи Белладонны…
… или рассказ об одном недотёпе, которого как-то под новый год жена отправила в лес за ёлкой.
Казалось бы, о чём тут говорить, да ещё целых двадцать минут? Однако Александр Татарский всегда мог посмотреть на мир под неожиданным углом, расцвечивая простую на первый взгляд сказку радугой мелких деталей и подробностей. Ель-царевна, где на каждой ветке своя коммунальная квартира, Пизанская башня на курьих ножках, превращающаяся в Колизей, чудесные превращения с помощью волшебной палочки: пластилиновая история то лепится, а то нелепица, а быстрые трансформации персонажей и декораций вкупе с остроумными репликами рассказчика и главного героя порождают цепь неслучайных ассоциаций, рисующих перед внутренним взором сюрреалистическую картину абсурдистского волшебства и волшебного абсурда. Режиссёр погружает зрителя в атмосферу сказки со всей её непредсказуемостью, когда непонятно и неизвестно, что же ждёт там, за ближайшей ёлкой, но неуёмное любопытство так и подзуживает поскорее всё узнать и попробовать. Катится яблочко по блюдцу, сапоги-скороходы отстукивают чечётку и убегают в неизвестном направлении, герой, превращённый в кактус, пытается бриться электробритвой, летят игральные карты, напоминая о том, что здесь, как и у Кэрролла, всё не всерьёз и понарошку. Как будто Кот Учёный Стругацких внезапно забыл о своём склерозе и начал бегать вокруг своего дуба то в одну, то в другую сторону, пулемётной очередью выстреливая все известные ему сказки и песни.
Однако абсурд абсурдом, но волшебство заканчивается и начинается настоящая жизнь. После весёлых и не очень приключений, грёзах о доме с лебедями и чучелами, наглядной демонстрации последствий одного плевка в колодец наш герой возвращается домой ни с чем. Он и в третий раз ходил за ёлкой, и добыл её, но наступила весна и он отнёс ёлку обратно… В последние несколько минут мультфильма звучит грустная мелодия, которую наигрывает на своей свирели одиноко сидящий на мосту мужичок. В проруби мерцает тёмная гладь воды, а где-то там, в глубине, прячется щука, в отличие о Золотой рыбки, выполняющая желания просто так, без ограничений. Нужно только знать, что пожелать, чего же хочется на самом деле. Хочется именно тебе, главному герою этой истории, а не строгой и авторитетной жене или сказочнику-фантазёру. Поймать зайца и нажарить шкварок? Продать знатную зверюгу и сказочно разбогатеть? Записаться в цари? После воплощения всех этих грёз остаётся лишь тигриный хвост как символ собственной неразумности. Только ли? Или это ещё и напоминание о чуде, которым не захотел, не сумел, не получилось воспользоваться для осуществления самого главного… Напоминание об ускользнувшем счастье, на которое имеет право даже такой не очень «лепый» персонаж, и о том, что в погоне за прошлогодним снегом можно забыть, как красивы хлопья, падающие с неба прямо сейчас.
Когда-то в детстве казалось, что в этом мире тебе всё по плечу. И если бы только попалась волшебная палочка, то я бы ух! И мечты были такие простые и понятные и их было много, как звёзд на небосклоне. Протяни руку и достанешь любую. Ну может быть не сейчас, но когда вырастешь, тогда уж точно всё получится. Но по мере взросления мир сжимается, и вот ты уже идёшь туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. А между тем в небе снова появляются светлячки, старые и новые. Их много, хватит на всех. Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно. Значит, это необходимо, чтобы каждый вечер на небе загоралась хоть одна звезда. Просто протяни руку.
Отправила жена своего мужика в лес за елкой к Новому году. «Уж послала, так послала!» И начались для него самые настоящие приключения.
Вообще сюжет мультфильма более чем абсурден, но именно этим он запоминается, именно поэтому его хочется смотреть снова и снова. Особый шарм придает его «пластилиновость».
А сколько афоризмов подарил этот мультфильм! Каждая фраза-шедевр!
Садальский же просто великолепно справился с ролью рассказчика, его приятно слушать.
А заканчивают всю атмосферу музыка. Особенно люблю я тему, звучащую в конце мультфильма, от которой мурашки бегут по коже.
Невозможно не любить этот мультфильм! Советую всем!
10 из 10
Мультфильм моего детства. Поистине кладезь «шедеврических» фраз и образов! Смотреть можно миллион раз, и каждый раз всё так же вызывает гомерический хохот.
Отдельно хочется отметить изумительную музыку в конце фильма (сцена на мосту — ворона, склонившая голову на колени непутёвого мужичка). Просто слезу вышибает. Удивителен (для меня) Стас Садальский — эксцентрик и бузотёр — здесь же он великолепен. Спасибо авторам за такой чудесный мультфильм.
Не знаю ни одного такого мультика, который не смотря на всю абсурдность сюжета, пересматриваешь раз за разом и понимаешь, что веселее и интереснее уже наверное не придумать. По фразам и словечкам, которые ушли в народ, этот мультфильм может побить все рекорды. Можно издать отдельную книжицу только по цитатам из этого шедеврального мульта.
Вот лишь несколько крылатых выражений, которые знает каждый второй:
«Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля»
«Тётенька, отпустите меня! Я волшебное слово знаю: «пожалуйста»!
«Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого?! Так я первый буду!..»
Список можно продолжить, вот заметила, что пишу и улыбаюсь…
Сюжет до неприличия прост. Мужичок пластилинового вида глуповатенький и косноязычный идет за елочкой, на пути ему встречается странного вида избушка, в которой с ним происходят разного вида чудеса, и царем он успеет побывать, и с телом разные деформации прочувствовать. А дома ждет его жена, которая напутствовала муженька: «Иди говорит за елочкой и без елочки не возвращайся»
В этом мультике мало логики и совершенно бредовые ситуации в которые попадает наш герой, но при этом все в нем великолепно!
10 из 10
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники! Александр Татарский частенько обращался к самому податливому из художественных материалов, выработав свой собственный стиль, абсолютно узнаваемый, невзирая даже на тот факт, что художники над каждой новой лентой работали разные. Постоянные метаморфозы пластилина в совокупности с абсолютным содержательным каламбуром — такими были «Пластилиновая ворона» и несколько минималистичная «Песенка деда Мороза». «Падал прошлогодний снег» же стал своего рода вершиной «пластилинового» творчества режиссера, его, если можно так выразиться, апогеем.
Еще в староглиняные времена, в одной пластилиновой местности, где все спешат по своим делам и даже не о ком сказ вести, жил простой мужик, ладно скроен — ловко слеплен. Бездельник он был, ворон пересчитывал да по окрестностям слонялся, искал своим загребущим рукам и любопытному носу применение, благо, жена попалась строгая и авторитетная. Послала она мужика под новый год в лес, а то как же — новый год, да без елочки. И уж послала, так послала… Найти на просторах нашей родины человека, который бы не знавал о дальнейших приключениях мужика практически невозможно — этот замечательный мультфильм после первого же просмотра навсегда остается в памяти ярким пятном, которое вряд ли выведет даже сильнейшая амнезия.
Разбив мультфильм на две истории, объединенные одним мотивом, Татарский обратился к двум очень распространенным народным особенностям — жадности и любопытству. «У вас всего один герой — русский мужик, и тот идиот!» — твердили режиссеру цензоры, словно и не видя то добродушие, с коим подается эта сказка. Никакой злобы и высмеивания — лишь легкое подтрунивание, встречаемое в сказках всех народов мира. Можно конечно копать глубже, раздувая каждую сценку до отдельной смысловой составляющей, видя в бесконечных превращениях мужика метафору к постоянным переменам, застигавшим русский народ врасплох — будто из пластилина слеплена не только форма, но и содержание, вариативное и многогранное. А образ главного героя такой родной, ведь все-таки часто бывало с людьми, когда счастье зайцем ускользало из под носа, по причине не в меру неуемных амбиций. Да и в колодец простой мужик порой не просто плюет, а смачно отхаркивает, пословицу так потом и не вспоминая.
Крылатых фраз тут не меньше чем в ином фильме Гайдая, а несправедливо вырезанный цензорами из титров Станислав Садальский неподражаемо подражает деревенскому косноязычию. И под конец ленты — толика доброй грусти, сопровождаемая музыкой, под которую можно хоронить. Так и должно быть, потому как в каждой настоящей шутке всегда найдется местечко для печальной правды.
Вывод: Он и в третий раз ходил за елкой, но всем известно, что это была уже совсем другая история. Один из самых ярких мультфильмов последнего десятилетия СССР, «визитная карточка» Александра Михайловича Татарского и одно из самых ярких воспоминаний детства, когда в телевизоре было всего два канала, а 20-30 минутную программу «мульти-пульти» ждали с самого утра. Веселая и непредсказуемая история с несколько грустным финалом. И все же, кто тут у нас в цари крайний-то?
10 из 10
Прекрасный, смешной, запоминающийся мульфильм. Сборник цитат для русского человека. «Это голова у тебя деревянная, а палочка — волшебнааая!»