Охота (1979)
Название: Охота
Год выхода: 1979
Режиссура: Эдуард Назаров
Сценарий: Александр Костинский, Эдуард Назаров
Операторская работа: Михаил Друян
Художники-постановщики: Л.Кошкина, Ю.Батанин
Звукооператор: Борис Фильчиков
Композиторы: Александр Градский, Иоганн Себастьян Бах
Продолжительность фильма: 10 мин.
Сюжет фильма: Мальчик заходит в охотничий магазин, рассматривает трофеи и представляет себе, что он в африканской саванне. Там он встречает настоящего охотника.
«Охота» — не очень известная работа режиссёра Эдуарда Назарова. Однако это первый его фильм, отмеченный на международных фестивалях, и он заслуживает некоторого внимания.
Начну с того, что это не тот фильм, где миролюбивый и добрый Назаров в простой форме объяснит детям и их родителям о любви к животным. Этот фильм не посмотришь ради забавы всей семьёй, и вряд ли ребёнок будет просить включить его снова и снова. «Охота» не поднимет настроение, не развеет грусть, не поможет вам расслабиться. Возможно поэтому он незаслуженно игнорировался в советские временна и не получает ни капли эфирного времени теперь.
Художественная работа проведена очень серьёзная. Никаких упрощений. Уже исходя из уровня рисунка и стиля подачи произведение можно причислить к «мультфильмам для взрослых». Об этом же говорят и разнообразие ракурсов съёмки, а также очень реалистичные кадры городской жизни.
Однако наиболее важным и интересным фактором я считаю музыку. Это вторая работа режиссёра совместно с Градским. Вот тут композитор полностью проявил свой талант. Фильм делится на три (четыре) части, которые идеально подчеркиваются музыкальным сопровождением.
Начинаем мы в городе. В кадре суета, отстранённость, холодность, бесчеловечность вечернего мегаполиса. Звучит индастриал. Мы погружаемся в происходящее, становимся за плечём мальчика у витрины и понимаем, что нам неуютно, противно, что нам негде искать спасения. Всё как и было задумано. Превосходно.
Далее мы заходим в оружейный магазин. Камера просто медленно ходит взглядом вдоль стен. Некое ощущение непоколебимости, защиты, но в то же время равнодушия. Играет эмбиент. Уныло, одиноко. Мы спрятались тут от внешнего мира, но нам нечего делать. Мы можем только созерцать и принимать это место каким оно есть.
Третья часть полна динамики, действия. Пусть силой мысли, но мы наконец-то там где хотим. Мы свободны. Ощущение единства с природой, радости от пребывания в диких местах. Играет абсолютно точно охватывающая всё происходящее оркестровая композиция. В итоге: неживая урбанистическая электронщина противопоставлена акустическому «естественному» оркестру. Прямое попадание с жанрами и блестящие композиции. Именно благодаря музыке удаётся точно понять замысел автора, погрузиться в происходящее, проникнуться ощущениями.
Интересно также, что сам фильм напоминает собой симфонию, и как музыкально, так и визуально состоит из свойственных симонии частей, которые упрощенно можно назвать: быстрая-медленная-игривая-быстрая. Поэтому, хоть на первый взгляд у «Охоты» не видно «бытового» применения, это очень качественный, глубоко проработанный, интересный в плане художественной ценности фильм.
Людям любящим «мультики» можно пройти мимо, но людям любящим искусство советую посмотреть.