Машенька (1992)
Название: Машенька
Год выхода: 1992
Режиссура: Сергей Олифиренко
Сценарий: Виктор Калашников
Операторская работа: Владимир Сидоров
Композитор: Вадим Голутвин
Продолжительность фильма: 9 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Ирина Муравьёва, Рогволд Суховерко
Сюжет фильма: В основу фильма положена русская народная сказка Маша и медведь. Девочка Маша попадает в избу к Михаилу Потаповичу и хочет помочь ему навести порядок в доме, приготовить обед. Но каша у Маши убежала, а печка развалилась, т. к. Маша не умела хозяйничать.
«Машенька» — это гениальное проникновение в самое суть русского характера и русской души.
В оригинальной сказке история незатейлива. Крестьянская девочка Маша гуляет в лесу, теряется, видит избушку, заходит… Внутри почему-то оказывается медведь, который принуждает ее жить с ним в качестве домработницы. Старательной работой по дому умная девочка усыпляет бдительность глуповатого зверя, потом печет пирожки и просит медведя отнести их в деревню своим бабушке и дедушке. Сама она забирается в корзину под пирожки, и медведь приносит ее в деревню. Появляются собаки, гонят медведя в лес, Машенька вылезает из брошенной корзины и оказывается дома.
Мораль: не ходи в лес одна, трудись хорошо.
Желающим копнуть на бОльшую глубину очевидна связь истории со знаменитым высказыванием японского мастера Акаяма Сиросби (XIII век): «сначала поддаться, потом победить!»
Сюжет мультфильма при видимом сходстве совершенно другой.
Начало интригующее. Медведь притаскивает домой в избушку шевелящийся мешок. Очевидно, что это — добыча. Когда же из мешка он вытряхивает Машеньку, становится ясно, что добыча получена нетрудовым путем — девочку он захватил силой. Она — несовершеннолетняя, работать по найму ей нельзя, да и ясно, что легального бизнеса у Медведя нет — убогость его дома сразу же бросается в глаза. Всего несколькими деталями дается образ опустившегося, нигде не работающего Медведя. Купить что-то он не может — денег нет, сделать что-то и продать — тоже, видно по убранству, что хозяин дома — не трудоголик.
Кто он, Медведь? Кого олицетворяет в русском фольклоре этот спорный образ? Сильный,, опасный, злобный, глуповатый, ленивый, прожорливый, редко добродушный. Почему именно этими качествами часто наделены литературные медведи? Не потому ли, что они напоминают чьи-то характерные национальные черты? Откуда у такого «работничка» собственный дом в лесу? Одно из двух. Или дом ему перешел в наследство от более радивых предков, либо, что более вероятно, Медведь его самовольно занял. О судьбе настоящего владельца нетрудно догадаться.
Более щадящий вариант. Медведь — это простой русский мужик. Когда-то у него было все — работа, семья. Потом что-то не заладилось. Ну неурожай, или птичий грипп, или просто начальнику случайно дал в морду. В общем, с работы выперли, жена ушла, естественно, депрессия, начал пить… Силушек еще осталось с избытком, но устремления пропали, замутились как воды Ганга. Тоска. А вообще-то он не вредный, мужик-то. Когда Машенька заплакала, он, движимый жалостью, бросился ее утешать.
Подытожим характер Медведя. Русское воплощение силы, сопровождаемой неизбежными своими спутниками — тупостью и растерянностью, проявляющейся при отсутствии направляющего и организующего импульса.
Заглавная героиня предстает перед зрителем вполне сформировавшейся личностью с определенными знаниями и сильным характером. Она знакома с аналогичными историями и немедленно берет инициативу в свои руки. Единственное, чего ей не хватает, это умения. Его отсутствие не может быть компенсировано ни энтузиазмом, ни теоретическими знаниями, ни стойкостью духа, который помогает Машеньке оставаться в бодром настрое на всем протяжении фильма.
Активное творческое начало в сочетании с неумением представляет собой гремучую смесь. Всё, до чего дотрагивается Машенька, немедленно превращается в руины. Акты незапланированного вандализма изредка уступают забавным философским размышлениям героини.
Машенька живет текущим моментом. Хотя первые ее реплики звучат как бизнес-стратегия («буду тебе помогать, кашу варить, пол подметать»), все ее усилия рассыпаются мелким бисером игровой суеты. Неудачи отнюдь не выбили Машеньку из колеи. Выставленная за дверь дабы предотвратить дальнейшую «помощь» по дому и полное разрушение последнего, она ничуть не расстраивается! Наоборот, поняв, что Потапычу плохо, она начинает ему подпевать. И вот уже поют они вдвоем словно старые собутыльники.
Подытожим характер Машеньки. Это — русское воплощение жизнестойкости, сопровождаемой неизбежными своими спутниками — куражностью и ничем не подкрепленным энтузиазмом. Эту бы энергию да в мирное русло,- говорят про таких. Ан нет. Мирное русло им скучно. Вечный бой… Посуды, в первую очередь.
Заяц
Наиболее мистически-таинственная фигура картины. От него веет Стругацкими. Он не появляется, а материализуется из темноты с ножом, невозмутимый как Саид из «Белого солнца пустыни».
Почему он живет в избе у Медведя? Или он часто туда приходит? Во всяком случае, чувствует он себя там как дома. Медведь иногда ворчит и таскает его за уши, но большей частью не возражает против его присутствия. А куда деваться? По-видимому, это его единственный товарищ.
Машеньку как нового обитателя Заяц принимает сразу и начинает помогать ей по хозяйству: его безэмоциональные почти закадровые прыжки за коробком спичек, которые длятся бесконечно — это самый смешной момент фильма, который можно смело ставить в один ряд с такими сценами из мировой сокровищницы киноюмора, как танец пирожков Чарли Чаплина или выбивание нарисованного окна прикладом из мультфильма «Остров сокровищ».
Заяц обладает удивительно тонкой и чувствительной натурой. Он близко воспринимает все, что происходит, являясь воплощением доминирующего эмоционального настроения момента. Когда таким настроением является надежда на скорую лучшую жизнь в виде каши, Заяц деловито готовит тарелки и ложки. Когда это — конфуз, в результате которого Медведь выставляет Машеньку за дверь, Заяц, демонстрируя ущемленную гордость, достоинство и солидарность, марширует за ней в добровольную ссылку. Но когда атмосфера беспросветного отчаяния становится непереносимой, даже Заяц позволяет себе слабость взвыть. И становится ясно, что никакой он не Саид, и не самурай, а наш рубаха-парень из тех неприметных героев, которые цементируют любую компанию и являются ее Душой.
Подытожим характер Зайца. Это — русское воплощение совести, сопровождаемой неизбежными своими спутниками — соборностью и самопожертвованием. Именно на таких простых ребятах еще хоть как-то держится и не разваливается окончательно наше вечно больное общество.
Все вместе, троица персонажей отнюдь не является полным слепком российского социума, однако несет в себе преобладающие его черты. Этих черт яркое наличие как раз и подчеркивает острую нехватку тех личностных и групповых качеств, которые только и могут восполнить общество до гармоничного состояния, придав ему форму, позволяющую надеяться не просто на прогресс, а вообще на будущее.
Пока же мы видим, что единственным и далеко не адекватным ответом на трудности, которые Медведь и Машенька генерируют, а Заяц пытается тщетно нейтрализовать посредством смирения, является заключительное совместное пение как акт пассивного вызова беспросветности. Но и здесь выбор песни («Когда б имел златые горы») говорит за то, что ничего путного у них не получится. Не призыв к любви и созиданию звучит в этой песне, а пустые мечтания, которым не суждено стать даже желаниями. Разве что отсутствие ссор даст когда-нибудь свои плоды и сдвинет судьбу наших героев в сторону пусть маленького, но счастья. Если они доживут.
Жалко Зайца, однако.
10 из 10