Икар и мудрецы (1976)
Название: Икар и мудрецы
Год выхода: 1976
Режиссура: Фёдор Хитрук
Сценарий: Фёдор Хитрук
Операторская работа: Михаил Друян
Композитор: Шандор Каллош
Продолжительность фильма: 7 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Яков Смоленский
Сюжет фильма: Много лет пытался Икар летать, но не мог он, постоянно наталкиваясь на мудрости соплеменников. Но вот однажды у него получилось…
Воздух выдержит только тех,
Только тех, кто верит в себя,
Ветер смотрит туда, куда
Прикажет тот, кто верит в себя… ©
Анимация очень любит тему полётов, намного больше, чем кинематограф. Это вполне логично: анимация не требует бешеных трат на спецэффекты, долгой работы с актёром, который должен достоверно изобразить летящего человека — достаточно лишь рутинной работы с материалом, будь то двухмерная рисованная, пластилиновая, кукольная или какая другая анимация. Конечно, это всё равно остаётся трудоёмким процессом, требующим немалой доли фантазии и терпения, но — в плане полётов анимация всё равно остаётся куда менее ограниченной, чем кино (и характерно, что для имитации полётов в современном кинематографе очень часто прибегают именно что к специфическим анимационным методам — использованию CGI, например).
В советской аниматографии много историй про полёты, но «Икар и мудрецы», пожалуй, является самым выразительным мультфильмом по этой теме. Как минимум потому, что полёт здесь не является сюжетным инструментом или просто локальным анекдотом: это именно тема, это центральный образ всего произведения и его аллегорический смысл. Есть ещё, конечно, «Полёт на Луну», но он всё-таки не столько про желание человека научиться летать, сколько восхваление советской космической экспансии и желании раздвинуть горизонты — как «Стар Трек», например, только для детей и мультфильм.
«Икар и мудрецы» — это почти как «Пи» Дэвида Аронофски. Вот только для детей ли?..
Разумеется, не только для них: опять же, это очередной гвоздь в крышку гроба для мнения, что, дескать, вся анимация, особенно советская — это то, что направлено в первую очередь на детей и на их развлечение и воспитание. Казалось бы, кто лучше Хитрука подойдёт на роль сугубо детского сказочника — с его несколько занудным и дидактичным фильмом «Каникулы Бонифация», с «Винни-Пухом» замечательным, «Топтыжкой»? Не берусь сейчас оспаривать, насколько «детскими» являются перечисленные выше фильмы, но «Икар и мудрецы» к ним явно не относятся, хотя, безусловно, дети поймут всё правильно.
Чудаки — любимые персонажи Хитрука; только в этом случае чудак настолько диссонирует со своим окружением, что это становится для него необратимым. Не то чтобы общество сознательно пыталось подавить Икара, но — ведь это же так очевидно, что люди не умеют летать, правда? Рожденный ползать летать не может, выше головы не прыгнешь — и так далее, и тому подобное; интересно, что эти знаменитые латинские изречения даны не как эпиграф, не как характеристика происходящего, полемического названия фильма — нет, они активно в нём участвуют. Они сами становятся персонажами, той силой, которую Икар пытается победить и никак не может. Многовековая мудрость оборачивается эпитафией на его могильной плите — лишенной всякой индивидуальности констатации ограниченности человеческих возможностей. Ведь не сами философы становятся преградой для Икара в таком долгожданном необыкновенном полёте — преградой становится косность и ограниченность, закостеневшие в форме не подвергающегося сомнению афоризма…
Вопрос даже не в том, умеют или не умеют люди летать. Вопрос в следующем: что именно мешает им это делать?
И, конечно, потрясающая анимация. Разительный контраст между статуарно статичными философами и немножко нелепым Икаром, с этими естественными бытовыми жестами, деловитым вытряхиванием перьев из одежды, постоянно совершающий лишние (казалось бы, с точки зрения таймлайна) действия удивительным образом работает на идею полёта: ведь полёт — это постоянное движение, а никак не застывшая в неподвижности эффектная поза…
«Икар и мудрецы» — легендарная семиминутная лента Хитрука, автора не только «Каникул Бонифация» и «Винни Пуха», но и множества иных столь же замечательных и высококлассных мультфильмов для любой аудитории. В данной лаконичной зарисовке он, как и многие другие выдающиеся деятели советского искусства, ставит проблему несовместимости мещанского самоуспокоения и непрестанного духовного голода творчества. Сначала «мудрецы» не мешают реализации способностей ищущего, но впоследствии (и Хитрук показывает это посредством выразительных метафор), выступают против нее единым фронтом.
Режиссер выбрал образ Икара не случайно, он стал для него символом борьбы с притяжением земных забот, протестом против давления цинично-материалистического мировоззрения, столь распространенного во всех так называемых «развитых» обществах. Мертвые сентенции, изреченные надутыми «мудрецами», каменеют, превращаясь в обелиски, способные раздавить слабое стремление к свободе и саморазвитию. Но тяга Икара к небу столь сильна, что остановить ее может лишь смерть, потому памятник герою становится немым упреком человеческой зависти.
Прекрасен, исполнен возвышающей силы момент полета Икара, когда, несмотря на все усилия своих противников, он все-таки взлетает: его свободный полет противопоставлен мелкому суетливому копошению испуганных обывателей, но их злоба черными облаками застилает герою путь, низвергая на землю. Трудно еще где-либо в истории советской анимации найти столь пронзительную сцену, исполненную такого сострадания к поруганному человеческому достоинству! Но эстафета творческих дерзаний не остановима: на смену погибшему герою приходит другой, и пока они будут появляться в этом мире, он устоит под деструктивным напором человеческих пороков — таков выстраданный, завоеванный в боях с советской цензурой оптимизм Федора Хитрука.
Вы знаете, тяжело писать рецензию на такой мультик. Тяжело поставить ему балл ниже чем 10. На мой взгляд, это, если и не лучший мультик всех времен, то уж наверняка входит в лучшую десятку, а то и в тройку.
Это шедевр. Если скажу что он про жизнь, то я точно не перегну палку: он обо всем. Хотя в первую очередь он о противостоянии отдельных личностей общей серой массе. Однако, это далеко не все: фильм состоит из многих, на первый взгляд, несущественных деталей. Это надо увидеть, прочувствовать, прожить эти 7 с половиной минут самому.
10 из 10