Изобретение любви (2010)
Название: Изобретение любви
Год выхода: 2010
Режиссура: Андрей Шушков
Сценарий: Андрей Шушков
Композитор: Антон Мельников, Полина Сизова
Продолжительность фильма: 9 мин.
Сюжет фильма: Молодой человек, живущий в ретрофутуристическом городе, знакомится с девушкой, живущей на природе. Между главными героями вспыхивает чувство. Девушка выходит замуж за героя, и они вместе переселяются в город. Вскоре девушка начинает осознавать, что в городе нет ничего живого. Все вокруг — искусственное, механическое.
Кому нужны все болты и шестеренки мира, если рядом нет любимого человека? Если больше нет любви? Ведь только это прекрасное чувство заставляет планету вращаться, солнце восходить на небосвод, и продолжать жить все живое.
А человеку особенно необходимо человеческое тепло. Получать и отдавать. И этой настоящей теплоты не заменить никаким, даже самым гениальным, изобретением.
Очень тонкий и красивый мультик. Оказывается и в России можно снять столь великолепную и стильную вещь.
9 из 10
Фредерик Шопен однажды произнес категоричную фразу: «Не существует ничего более отвратительного, чем музыка без скрытого смысла». Печальная симфония польского гения, исполненная на фортепиано, парадоксально сочетается с трогательной картиной любви двух молодых людей. Она — романтичная интеллигентка, которая не страшится ночью одна собирать цветы. Он — одаренный изобретатель, чьи руки способны создать и придать движение любому механизму самой невообразимой формы. Под лунным светом мужчина и женщина нашли свое счастье. В эту ночь все было как в сказке: механическая лошадь, способная сорвать копытом цветок, незабываемая прогулка по опушке леса, и музыка, что крепко проникла в сердца влюбленных. Счастливый изобретатель готов соорудить целый город из гаек и шестеренок для своей жены, но достаточно и механического воздушного шара, который несет новобрачных в неведомый край, где так обманчиво-красива гармония инженерной мысли.
Аниматор Андрей Шушков претенциозно назвал свою картину «Изобретение любви», что ясно указывает на механическую сущность всего происходящего. Безымянный инженер — подлинный волшебник, для которого не существует понятие потери, а есть лишь поломка. Созданные его руками мебель, лошадь, цветы — их вращающиеся шестеренки созвучны ритму сердца самого мастера. Он внушил своей даме уверенность в том, что может и звезду достать с неба. Но была одна мелочь, значимость которой поначалу неясна — цветок, рядом с которым впервые обозначился стройный женский силуэт. Небольшой бутон на тонком стебле — словно олицетворение красивой, но такой хрупкой и открытой всем ветрам любви. Растение недолговечно, однако за считанные дни своего цветения дарует ощущение природы и жизни в доме, которое не обеспечит и десяток «умных» механизмов. Картина событий в неуловимый миг перестает быть романтичной и становится надрывной. С гибелью цветка что-то умирает и в молодой семье.
Шушкову удалось при минимальной цветопередаче показать разницу в ощущениях людей, которые проделали путь из царства природы в город механизмов. Когда женщина слышит собачий лай, а через секунду видит вращающийся в спине животного ключ — ее разочарование почти осязаемо. В этом мультфильме почти нет звуков, но их и не требуется, если музыка Шопена передает каждую частичку эмоций, в которых так мало места для радости. Ее заменяют инстинкты, привычки, увлечения, привязанности. Эти качества буквально переполняют дюжего изобретателя, но вернуть жизнь увядшему цветку, что так был дорог его жене, он не в состоянии. Любимая страдает в городе, где даже бабочки просвечивают шестеренками. Режиссер сопереживает своему герою, чьи гениальные руки все-таки не всесильны, но оставляет право выбора за ним. Изобретатель ответственен за свои изобретения, прежде всего — перед самим собой.
Клавишному аккомпанементу мультфильма более всего подходит эпитет «увядающий». Звучание фортепиано образует унылое сочетание с поникшим цветком, в котором сконцентрировано счастье двух людей. «Изобретение любви» в очередной раз напоминает об обманчивости чувства, за которым не следует необходимого продолжения. Люди отличаются от механизмов в том числе умением слышать, что явилось откровением для даровитого инженера. Подобно Кулигину из «Грозы» Островского, этот молодой человек искал свой «вечный двигатель», но увлекшись процессом, не увидел прямо перед глазами отголосок другой вечности — самой природы. И эта искусно изображенная близорукость позволила Андрею Шушкову доказать превосходство чувства над самой гениальной мыслью.
8 из 10
Создавая нечто новое, мы отдаем нашим творением частичку себя, с нежностью продумывая их последующую судьбу. В талантливых руках будто бы оживают даже холодные и бездушные предметы — несколько чертежей и из любого куска металла можно сотворить подобие жизни, которое будет двигаться, шуметь, а возможно и знать человека, которому он обязан своим оживлением. Но сколько бы ни было вокруг двигающихся механизмов, они никогда не смогут заменить общество живого человека. Или смогут?..
Большинство молодых режиссеров начинают свой путь именно с короткометражных работ, что бы как можно быстрее найти свой стиль и понять, куда двигаться дальше. И Андрей Шушков не стал исключением. Для своего первого фильма он избрал недолгий метраж и создал в его рамках одну невероятную историю любви. Прекрасная девушка и замкнутый в себе изобретатель любят друг друга, но каждый по-своему. Двое нарисованных персонажей, не сказав за все время ни одного слова, кажутся такими настоящими, живыми, и хотя мы не видим их лиц, зато волшебная музыка и их движения рассказывают нам о каждой эмоции, переживаемой этими героями.
Сложно поверить, что это дебютный фильм режиссера, ведь очень непросто сразу создать такой самобытный нарисованный мир, где каждая деталь является частью целого. Но посмотрев столь маленькую, и в то же время большую историю трагедии современного человека, нельзя не заметить, что у Андрея действительно есть талант. Весь мультфильм сделан в едином готическом стиле, графика создает необычную атмосферу сказочного мира, чьи жители отчаянно хотят быть счастливыми, только слишком поздно понимают, в чем заключается их настоящее счастье.
Человек может легко привязаться к вещице, которая никогда не ответит ему взаимностью, забыв о том, как любить живых людей.
Письмо юному изобретателю
Dear Mr. Nobody
Здравствуй.
Твоё очередное изобретение как всегда гениально. Я уже сомневаюсь, что тебе когда-нибудь удастся превзойти себя; смотря на происходящее, чаще прихожу к выводу, что это невозможно…
Ты создал целый город, который сам «живёт». Ты сотворил механических людей и животных, избавился от растений, которые для тебя были лишь собирателями пыли. Никто ни в чём не нуждается, разве что в редкой проверке на исправность и смазку маслом, чтоб не скрипеть. Всё тихо и спокойно, лишь металлические звуки наполняют твой городок чем-то движущимся. Тебе нравится такая жизнь: для тебя нет ничего необходимого кроме воздуха и воды, все зависят от тебя, без рук, принадлежащих тебе, никто бы не существовал в Неверленде, что был порождён тобой.
Мистер Никто, ты заметил, что в данном высказывании слишком много Тебя? Не пугает ли сие явление? Конечно, ты не боишься ничего, кроме дождя, ведь иначе всё покроется ржавчиной. Да, и прости за ошибки, допущенные мной, в Неверленде нет никого, за исключением машин, что уже просто раздражают своими неестественными звуками, своим дурацким режущим скрипом и своей немотой, ведь ни одна человекообразная вещица ни промолвила ни слова, она просто не имеет представление об этом, у неё даже нет голоса, вот почему запрещено говорить про твой город в одушевлённом виде. Лишь ты один имеешь там бьющееся сердце, а не шестерёнки внутри. Разве тебе это нравится? Да, именно это, разве тебе нравится жить в мёртвом, не дышащем городе, в котором нет чувств, эмоций? Тебе не страшно так жить, замкнувшись в своей утопии… ах, прости, ты же потерял весь смысл жизни, ты всего-то существуешь, а как жить просто не помнишь. Возможно, ты сейчас в ярости, готов разорвать моё письмо на кусочки, развалить всю твою мастерскую-лабораторию по изготовлению бездушных тварей, но сделай это чуть позже, мне есть ещё что сказать…
Я боюсь за тебя. Не разучился ли ты улыбаться или плакать? Не превращайся в машину, в эту сложную конструкцию с тупым и неизменным выражением лица, опомнись. Верни своей научной фантазией те года, когда была она… Твоя Мисс, твоя безымянная Мисс совершенство. Нет, я говорю не о той холодной, железной и бессердечной кукле (что наверняка сидит где-то рядом и бессмысленно крутит свои винтики и болтики), я говорю о той живой и прекрасной Мисс, о твоей Госпоже. Вспомни, теплый летний вечер, она одна, а ты на своём изобретённом жеребце, вы полюбили друг друга с первого взгляда, а после первого поцелуя, ты поверил, что она — твоя судьба. Ближе к осени состоялась свадьба, и вы вместе на воздушном шаре отправились в городок, в будущий Неверлэнд. Там юный изобретатель, кем был ты, быстро нашёл своё место и стал творить. Но ты был слеп и не видел, что создавая свои машинки, изобретая новых кукол, ты убивал свою возлюбленную, чьё прикосновение было нежнее лепестков роз; чьи губы окутывали тебя неописуемой лаской; в объятиях которой твоё сердце билось неудержимо быстро; чьи глаза были наполнены неисчислимой глубиной, в которой ты тонул, без стона, не пытаясь вырваться; любовь к которой была безукоризненной и самой живой, она была окрашена в алый и была безумно изящной, облачённой во французские кружева, в которых ты представлял всю жизнь с ней, с той самой Мисс, что стала для тебя совершенством, тем прекрасным и живым творением, которая обладала широчайшей душой и сердцем, что принадлежало ей лишь физически, на самом же деле оно было твоим, но ты это плохо осознавал и поэтому был слишком груб с этой драгоценностью, которую получил от той единственной…
Я буду восхищаться этой историей вечно, но никогда не забуду каким ты стал после её ухода. Твой Неверлэнд продолжал расти и в то же время вянуть, он стал совсем мёртвым. Не думаю, что ты был на много живее своего городка. Ты продолжал слепнуть и стал совсем незрячим, ты продолжал любить, но не свою Мисс, а железную леди, которая была создана твоими руками, которая была похожа на Госпожу лицом, но не душой, её она была вовсе лишена, да, это была Наука. Ты настолько её боготворил, что стал сумасшедшим. Поклонялся ей, любил, создавал новые дары, дабы доказать, что чувства твои преданны ей. Разбираясь во всех сложнейших чертежах, ты не осознавал одно, будучи ослеплённым любовью к Мисс, ты жил, не видя никого, но став окончательно слепым от лучей опаснейшей Науки, ты превратился в глупца, который не видит ничего вокруг себя. Ты продолжал любить Науку, поверив в то, что она — твой единственный шанс забыть Мисс… Но ошибся. Ты любил её не сердцем, не душой, а сознанием и головой. Ты нашёл своё иное совершенство, которое было создано не для тебя, оно было сотворено тобой. Тысячи таких же слепых любят эту бездушную леди Эн, но ни одному она не ответила взаимностью. Наука — лишь персонаж, которого нарисовал ты. Ты продолжал мертветь, всё механизировать, и так ты определял свою участь. Участь учёного-изобретателя… Любить неживую и бессердечную Науку, которая никогда не ответит взаимностью, которая так и останется лишь персонажем воображения и чертежей, любить несуществующее совершенство, обладающее властью и великим могуществом; которое может покорить и убить; которое будет заставлять тебя механизировать всё — вот твоя участь, ты сам её выбрал, ты ослеп. Да, гениальный изобретатель, как ты, слепой глупец, любящий холодную, скрипящую, злую куклу, которая сможет только оцарапать тебя и никогда не прикоснётся так же нежно, как Мисс…
Живи же в своём Неверленде, люби свою Науку, пытаясь забыть настоящую любовь, которую сам же убил, делай свой город мёртвым, продолжай смотреть на свой мир слепо — вот на что ты обречён. Существуй в своей утопии, ты стал бессмертным полумёртвым и незрячим ничтожеством, разорви это письмо на клочки, не пролив ни одной слезы, твоё сердце истощало, и останься со своей железной леди Эн в Неверлэнде…
Прощай, Mr. Nobody
Та-дааам! Отечественная анимация ликует! Летят пароходы — привет Шушкову! Плывут самолеты — привет Шушкову! А я ликую вместе с этой самой отечественной анимацией!
При первом просмотре сей работы я просто не поверила глазам! Появилось нечто НОВОЕ!!! Невероятно, но факт! Анимационная техника, сюжет, заставляющий задуматься — люди добрые, я как-будто вдохнула чистейший горный воздух и легкие под завязку наполнились кислородом! 10-минутная короткометражка ввела меня в состояние такого эйфорического восторга, которое не достигалось ни «Котами в сапогах», ни «Рангами», ни «Риами» (уж простите мне такую фривольность). Не зря я искала это видео во всех возможных и невозможных местах, потраченное время того стоило.
А теперь голову в морозилку и долой бессвязную истерически-восторженную речь!
Уж не знаю, связан ли уровень работы с молодостью режиссера или с чем-то еще, но в том, что нам представляют нет желания заработать (либо оно очень хорошо скрыто), нет перегруженности сюжета (да и откуда она в короткометражке?), свойственной коммерческим полнометражным картинам (за редким исключением), сделанным только для удовлетворения визуального восприятия…иногда слухового. В «Изобретении любви» это и визуальное качество, и приятное для уха звуковое сопровождение, и вцелом неплохой корм для мозга, было бы желание задуматься. Да, быть может, нового ничего сказано не было, однако главное ведь не то, что сказано, а как это преподнесено и оказывает ли на зрителей то влияние, на которое рассчитывал автор. Я себя считаю довольно-таки сложным потребителем, искреннее восхищение я испытываю от довольно немногих картин, однако именно в этом конкретном примере, я бы не смогла к чему-либо придраться, даже если бы очень захотела!
Итак, для всех мой искренний совет, плавно переходящий в настырное требование, с работой ознакомиться.
Меня этот мультфильм очень впечатлил, судя по количеству просмотров, количеству отзывов и самими отзывами — не меня единственного.
Не помню, что бы проходилось видеть более эстетичный и стильный мультфильм. Картинка захватывает и держит на протяжении всей длительности. Удивляет, что данная инновационная короткометражка создана в России (а не в Европе или Америке).
Хватит с похвалами, теперь надо выжать каплю критики.
Идейность это хорошо, но развить сюжет можно было бы чуть менее… типично. Хотя реалистичность раскрытой проблематики общества в этой истории поражает, это не сказка с добрым финалом. Даже осознав последствия, сущность Изобретателя не меняется. Сравнение и примеры не самые приятное: алкоголики из-за последствий не перестают пить, тоже с наркотиками, воровством… и т. д.
Автор заметил, осознал и сумел показать это в мультфильме. Главный герой был, есть, но будет ли изобретателем или всего лишь никому не нужным механиком (изобретать уже нечего и нет для кого)!?
9 с 10
И только для того что бы режиссер дебютант не расслаблялся. Мультфильм вышел в 2010, сейчас 2012, а второго еще нет. Но мы с нетерпением ждем!
Мультфильм-феерия. Нет, драма-феерия. Эта лента навевает легкую ностальгию. Не знаю мнение других, но за себя хочу сказать, что мне он напомнил два произведения: любимый фильм из детства «Эдвард Руки-Ножницы» и странную пугающую сказку Одоевского «Городок в табакерке». Есть в этой анимации нечто фантасмагорическое, а кто-то может сказать, что здесь присутствует гротеск.
Ирреальная реальность умело показана режиссером со стороны стимпанковой действительности. Через всю ленту проходит заурядная до невозможности тема: художественное изображение любви — разлуки — поиска замены любви. Однако следует обратить внимание на то, как эта тема обыграна! Воображаемые тени на белом фоне, жуткое сказочное движение, выдуманные слезы и обиды. Умиротворяющие желтые и его производные сумеречные тона, момент полёта и падения…Однако мы падаем для того, чтобы сильнее оттолкнуться для нового прыжка, об этом следует помнить. И еще. Тени тоже отбрасывают тень, разве вы не знали?
Так сможет ли любовь выжить и расцвести в наш век никому ненужной модернизации? Кому нужны эти механические шестеренки, пружинки и валики с крючками? Задайтесь себе вопросом, а потом вдумчиво ответьте. И, наверное, уже пора начать меняться.
Это вам не раздел паропанковой физики, господа. Это чувства.
P.S… и, вы знаете…мне показалось, что они живые…
А ведь это мы говорим о мультфильме, российского производства, мультфильме не созданного несколько десятков лет назад, а созданном совсем недавно мультфильме, маленьком короткометражном шедевре, который, наверное, мало кому известен. К сожалению, о Российском современном кино мы хорошо узнаем лишь исключительно о фильмах, которые не несут в себе ни капли искусства, о фильмах которые только и портят наше настроение. В Российской мультипликации то же самое, что не фильм так мы, зрители знаем, что лучше на него в кино не идти,… однако все равно идем, и деньги у зловредных режиссеров и продюсеров не кончаются. Они продолжают штамповать свое кино и заставлять нас верить в то, что Российского кино больше нет, как вида искусства.
Однако не зря говорят, что никогда нельзя терять надежду даже в такие практически безнадежные вещи как Российский кинематограф. Ведь всегда, есть и неизвестные режиссеры, которые в дали от всех и в полной неизвестности создают свои шедевры. И не ради жажды славы и денег а ради чистейшего искусства. И Короткометражка «Изобретение любви» как раз относится к таким шедеврам, которые не были известны людям… но попросту не заслужившие оставаться в тени того кино, которое снимают в России и преподносят на обзор большому количеству зрителей. Такое кино должно быть известно людям, потому что оно точно начало воскрешение нашего кинематографа. За хронометраж в девять с половиной минут это можно не просто понять, а прочувствовать сполна.
Мрачная и очень романтичная картина этот мультфильм. Романтичный по-особому, темные тона, одиночество и не слово за весь мультфильм. Слышался только веселый задорный смех двух возлюбленных, бренчание механизмов и шестеренок и одинокий плач в конце. Этот мультфильм воздействует на зрителя эмоционально, погружая в свой сюжет и буквально с самых первых кадров забыть обо всем кругом. Чудесный мультфильм, очень жизненный и восхитительный, не содержащий в себе ни капли фальши, пафоса и глупости. С легким, не замысловатой историей любви, но с печальной и давящей на душу главной мыслью. Мультфильм живой, и тяжелый и грустный, и добрый, нежный и восхитительный. Действительно настоящее искусство созданное руками человека, который совершенно точно желал его постичь. Живой мультфильм, который говорит о том, что никакая техника не заменит живого человека. А смотря этот мультфильм, мы еще и подмечаем то, что настоящее искусство ничто не подменишь никакой фальшью.
То что мы можем увидеть так же восхитительно как то что мы можем понять посмотрев короткометражку до конца. Анимация, возможно, она и несет в себе какой-то подражательный характер но в данном случае это простительно. Мрачные черные и синие краски создают нужное настроение, ничего лишнего и ничего чрезмерного. Только то что дает нам прочувствовать сюжет и понять героев вдвойне сильнее. Все эти механизмы, детали механического города, пейзажи прорисовано с такой тщательностью и старанием! Единственные кто остались лишь в обличье силуэтов так это два главных героя, но в данном случае это не недостаток, а скорее говорящая о себе деталь.
В этом мультфильме все гармонично друг с другом. За десять минут мультфильма рассказывается история целой жизни, печальная и грустная. Хотелось бы, чтобы все было по другом, сочувствуешь героине, которая так страдала, не видя вокруг ничего живого и вскоре умершая, сочувствуешь изобретателю, который создал точную копию своей возлюбленной вставив ей механическое сердце. А ведь в самом начале ведь, кажется и верится, что режиссер покажет нам еще одну счастливую историю любви.
Думаю можно говорить об этом мультфильме до бесконечности, и всего не сказать никогда. Надеюсь к этому мультфильму напишут еще много положительных отзывов, и еще несколько людей увидят то что Российское кино еще живо.
Удачи режиссеру и всей команде создавшей эту короткометражку! Спасибо вам большое!
10 из 10