Детство Ратибора (1973)
Название: Детство Ратибора
Год выхода: 1973
Режиссура: Роман Давыдов
Сценарий: В. Батуева, Валентин Иванов
Операторская работа: Борис Котов
Композитор: Владимир Кривцов
Продолжительность фильма: 19 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Люсьена Овчинникова, Николай Сергеев, Мария Виноградова, Степан Бубнов, Иван Лапиков
Сюжет фильма: По мотивам исторического романа В. Иванова «Русь изначальная».
Чем жили, во что верили, кому молились наши предки до принятия христианства — принятия насильственного и неохотного — известно мало. Из имеющихся фактов кроят картины той или иной степени достоверности. Но людям хочется помнить, а если вспомнить нельзя — хотя бы вообразить свое прошлое. Сегодня, когда понятия вроде «вечной истины» и «всемогущества» дают все больше трещин, когда безальтернативная мораль монотеистических религий перестает отвечать реалиям жизни, взгляды людей нередко обращаются к язычеству.
Которое в своем настоящем виде, конечно, тоже глубоко не соответствует современной культуре. Но можно взять лучшее. Осознание своей свободы и любовь к живому миру вокруг, возможность говорить с богами без страха и не бояться ни смерти, ни посмертия. Старые мифы забылись, но можно сотворить новый. Почти что сорок лет назад, еще во времена СССР, каким-то образом появился мультфильм «Детство Ратибора». Добылинные времена. Что-то Рериховское в стиле рисовки, неторопливая манера повествования — и крайняя поэтизация славянского язычества. Мужчины — храбрые воины, умелые охотники и мирные пахари; женщины — нежные матери и мудрые целительницы; боги — далекие предки, сострадающие своим внукам. Это очень красивый мультфильм, не сказочной, а мифической красотой. Единственное, что лично меня смущает — захватчики тут уж слишком «темная вражья сила», а «смерть не страшна» — слова, которые легко сказать, но трудно сказать их правдиво. Конечно, страшна, особенно смерть молодых. И поэтому хочется надеяться, что смерть — не конец.
И мудрый волхв, провожая в посмертие падших в бою с захватчиками, говорит совершенно потрясающую вещь. Тому, что остается надежда на жизнь после смерти, мы обязаны не безликой карме и не всемогущему божеству — а тем чувствам и привязанностям, что успеваем испытать и создать в земной жизни. По-моему, это очень хорошая мысль.
9 из 10