Возвращение с Олимпа (1969)
Название: Возвращение с Олимпа
Год выхода: 1969
Режиссура: Александра Снежко-Блоцкая
Сценарий: Алексей Симуков
Операторская работа: Борис Котов
Композитор: Виталий Гевиксман
Продолжительность фильма: 19 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Эраст Гарин, Алексей Консовский, Алексей Грибов, Михаил Погоржельский, Софья Зайкова, Михаил Новохижин, Наталья Кустинская
Сюжет фильма: Вольная вариация по мотивам древнегреческих мифов о Геракле и богах-олимпийцах. Действие перенесено в наши дни.
Совершенно потрясающая вещь. Очень советская, но все равно (или даже именно поэтому) совершенно потрясающая. Никто и никогда больше не сможет снять подобное. Это было возможно только тогда, в СССР.
Совмещение несовместимого. Древняя Греция с ее титанической, жестокой и насквозь эротичной мифологией — и советская пост-оттепельная пафосная монументальность со скрытым под ней самиздатовским свободолюбием.
Геракл, богоравный герой, сын Зевса: гордый и сильный, тяготящийся светлым Олимпом, над которым не властно время. Насколько его непокорность богам эллинская, а насколько — революционная? Как-то так удачно слито в нем, что не поймешь. Орел, твердящий ему о покорности богам, проигрывает человеческой воле: «Сейчас ты увидишь, как бог становится человеком!» — страшный ход, не многие боги на такое решились.
Геракла называют народным героем. Не Кастора с Полидевком, не Тезея, не Одиссея — Геракла. Именно эта, не такая уж явная в мифах о нем, но существующая его черта столь созвучна оказалась коммунистическим идеалам. Геракл этого мультфильма служил Эврисфею не по воле богов, и не во искупление — а ради людей. Лучшим своим подвигом он называет спасение Прометея, в двенадцать канонических не входящее. И конечно же, в мультфильме он спасает мятежного титана из сострадания, не интересуясь, что думают про это боги.
Удивительна чувственность, с которой изображен прикованный Прометей: нечто Рубенсовское в лепке тела, нечто от изображений святого Себастьяна в позе (смиренно-покорная до томности, но не сдавшаяся сила). Это, конечно, Эллада.
А вот черная угроза фашизма, Гераклу представляющаяся недобитой Гидрой и бомбардировщики-стимфалиды — это, конечно, Советский Союз. Не спорю, пропаганда, но какая-то удивительно искренняя в устах Геракла. Наверное, потому, что он ничего не знал о событиях двадцатого века. Он видит лишь угрозу человеческим жизням и не может остаться в стороне. Он идет к людям — вообще к людям, а не только к живущим в СССР. Ему веришь.
Этот мультфильм открывает целую «древнегреческую серию» в советской мультипликации. И он, наверное, самый из этой серии лучший.