Федя Зайцев (1948)
Название: Федя Зайцев
Год выхода: 1948
Режиссура: Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг
Сценарий: Николай Эрдман, Михаил Вольпин
Операторская работа: Николай Воинов
Композитор: Никита Богословский
Продолжительность фильма: 20 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Михаил Яншин, Валентина Сперантова, Эраст Гарин, Лидия Королёва, Сергей Мартинсон, Вера Бендина
Сюжет фильма: Начало нового учебного года, классы после ремонта ждут своих учеников. Федя Зайцев первым пришел в школу и нарисовал на стене человечка. Но сил признаться в этом у него не хватило, и вся вина падает на его соседа по парте. Всю ночь его мучают угрызения совести. Посмотрим, хватит ли ему сил признаться в содеянном?
Мультфильм сделан очень хорошо, ему уже больше 60-ти лет, но он не теряет актуальности. Мальчик испачкал стену, с таким трудом подготовленную взрослыми к новому учебному году. Сознаться побоялся, а тут такая «удача» — подумали на другого. Вот и хорошо, правда? Живи и радуйся, что не влетело. Но вдруг оказывается, что совесть — не слишком понятная для ребенка категория этики, то, что нельзя взять в руки или отдать кому-то, может лишить покоя и сна. Главный герой хорохорится до последнего, делая вид, что ему всё равно, но мы-то знаем, что эти события оставят след в его душе.
Фильм снят, на первый взгляд, легко — музыка бодрая, вселенской тоски не навевает на зрителей, но по смыслу — настоящая драма. И очень хорошо, что она подана просто, как бы шутя (разве могут игрушки по-настоящему уйти?), ведь именно такой стиль и нужен детям.
Интересно, что мультфильм не нагружен идеологией, как это часто бывало в те годы. Советский мальчик показан не носителем всего передового, идущим прямо по пути, указанному старшими товарищами, а вот таким — обычным мальчишкой: «Да, я таков, да, я таков, я первый из учеников…». Даже скажу иначе — показан лентяем, не любящим учиться, не ценящим труд других, способным спрятаться за другого. Но в конце самая главная фраза должна прозвучать, без этой фразы ведь никак нельзя. Нельзя вырасти достойным уважения других человеком. Без неё не научишься уважать себя.
Впечатляет попытка почитать Гайдара и Чехова, что именно слышится в жужжании волчка, а обращение с матрешкой — это вообще открытое хулиганство! Удивляет и трогает, как оперативно эвакуировались солдатики и матросы из комнаты главного героя. Юмор в мультфильме смягчает всё происходящее — фраза про чернила прикольная, зверь непонятной породы, готовый помочь по первому обращению…
«Служить у Феди Зайцева не хочет ни один, уйдем от Феди Зайцева обратно в магазин!».
9,5 из 10
Это гениальный мультфильм. Он создан почти шестьдесят лет назад, в то далекое время, когда школьные звонки еще давались вручную, обучение было раздельным… жив был еще Сталин. Это была совсем другая страна — послевоенный СССР. Время, прошедшее с тех пор — лучший железный занавес. Ровесникам Феди Зайцева сейчас около семидесяти лет. Мы еще можем поговорить с ними, но мы не вдохнем тот воздух, мы не поймем уже, чем они жили, инстинктивно отторгая не наше прошлое.
Кажется, искусство тех лет обречено на снисходительное осмеяние. О, я сама ткну пальцем в любой подозрительно-советский кадр. Это очень легко. Мы натасканы сейчас на раскусывание социальных манипуляций, иначе мы не выживем. В то время хотя бы с одной стороны манипулировали, идеология была единственная. Сильная, однонаправленная, продуманная. Сейчас на нас каждый день сваливаются горы рекламы, политических взглядов, экономических трактовок, новостей, мнений, версий. Мы отбрасываем это, не пускаем в сознание… и большинство хлама мы все-таки фильтруем, иначе давно все уже сошли бы с ума. По сравнению с предками мы виртуозы в защите от пропаганды. Что нам старые советские мультфильмы?
Но «Федя Зайцев» не знает о времени. Шестьдесят лет провалились, пронеслись мимо этой пленки. На ней — вдохновенное, чистейшее искусство, тихая феерия о фантомах совести. Мальчик невольно подставил товарища. Он не решился признаться в своей вине сразу, перед всеми, он не догадался в силу возраста подойти к учителю после урока и тихо признаться с глазу на глаз. Его замучила совесть. Все просто.
Но как нарисовано. Монументальные фоны — сталинские дома и квартиры. Ночная Москва… Изящнейшие решения почти в каждом кадре — уходящие игрушечные солдаты, волчок, говорящий «Лж-жец»… ох, вина отражается во всем. «Эту книгу Гайдар писал не для тебя, мальчик». Было же, правда? Когда что-то мучает… играть — не играется, читать — не читается.
Нарисованный человечек, изъясняющийся стихами. Его двойник: «Но я — блондин, я нарисован мелом». Его ездовое животное, странная причуда фантазии. Лошадь или собака, типичный лев? Просто Слейпнир какой-то. Интеллигентнейший контурный Слейпнир. Лестница, нарисованная на стене нарисованным зонтом. Все как в тихом сне…
И: «Я знаю, кто меня нарисовал». То, что ты сделал, остается с тобой, даже если ты сделал это втайне. И никакой идеологии. Просто о чести. По твоей вине пострадал человек — сделай что-нибудь, чтобы помочь ему. Это тяжело, но правильно. Это достойно. И время тут не имеет значения.
10 из 10