Аленький цветочек (1952)
Название: Аленький цветочек
Год выхода: 1952
Режиссура: Лев Атаманов
Сценарий: Георгий Гребнер, Сергей Аксаков
Операторская работа: Михаил Друян
Композитор: Николай Будашкин
Продолжительность фильма: 40 мин.
Актёры, озвучившие мультфильм: Юльен Балмусов, Владимир Конкин, Александр Котов, Сергей Балабанов
Сюжет фильма: Было у купца три дочери. Отправляясь в заморское странствие, пообещал он им привезти подарки, какие они пожелают. Две старшие попросили себе тканей и красивых безделушек. И лишь меньшая, любимая Настенька, заказала отцу чудо диковенное, невиданное — аленький цветочек, который видела она во сне.
Этот мультфильм до сих пор остаётся золотой классикой и блестящей «жемчужиной» советской анимации. Его я ещё помню с детства, так как тот в свою очередь оставил неизгладимое впечатление. Тогда у меня не было кассеты с ним, зато не редко показывали по телевизору. Так, успев завидеть на одном из каналов, я не мог переключать, потому что с каждым разом дарилось тепло и улыбка. Ощущение увиденного неизменно поражающее. По моему мнению это самая лучшая постановка из всех когда-либо поставленных по этой сказке во всём мире.
Причина того, что любимая мной картина оставила вечный след в истории нашей многоуважаемой мультипликации, кроется в сказочном великолепии, восхищающем убранстве, лиричной искренности и душевности. Бессомненно, мультипликаторы, сценаристы, режиссёр, композитор и многие другие постарались над своей работой на безграничную славу. Создатели бережно отнеслись к методу ротоскопирования, очень популярному в те годы, что позволило героям ленты стать узнаваемыми с их реальных прототипов. Сами актёры на ура потрудились над созданием незабываемых и поэтичных образов, одаривая частичкой своей души оживляемых на листе бумаги персонажей. Николай Боголюбов воплотил образ сильного и бывалого человека, но и также любящего и понимающего отца семейства. Михаил Астангов блестяще сыграл в роли Чудовища, проделав плавные и грациозные движения, что преисполняется доверием к заколдованному хозяину дворца. Алексей Баталов же дополнил тот характер, взяв ответственность за молодого и высвободившегося от чар царевича. А Нина Крачковская, играющая Настеньку, изумляет своей отдающейся скромностью, нежностью и добротой — всеми положительными чертами характера для подобной героини. Вообщем, молодцы актёры! Но всё, что окружает героический состав: русский живописный город с затейливыми башнями и церквями, самобытные пейзажи Востока и Запада, бушующее море и дивные красоты подводного царства, прекрасные палаты и натуралистические сады неизведанного острова — тоже удостаивается внимания. Это главная изобразительная часть мультфильма. Художники по фонам нарисовали фоны настолько, что даже поддаётся сравнению с великими работами великих пейзажистов! Всего того, что сделано в мультфильме, мне не забыть уже никогда! Это потрясающее творение неповторимо!
Итог: «Аленький Цветочек» — блистательная и занимательная сказка для всех людей вне всяких возрастов. Пройдут века, а её не забудут и будут помнить с таким же нежным трепетом в сердце как и в наше время. Смотря снова и снова, я ещё раз утверждаюсь в том, что такой беспретендентный шедевр могли сделать только в Советском Союзе. Браво же советским мультипликаторам и гениальному Льву Атаманову!
10 из 10
Чуть ли не четверть века назад, посмотрел я замечательный советский мультфильм «Аленький цветочек». Вдумайтесь в год создания мультика: 1952. Но по своей визуальной картинке, по отличной озвучке, по смыслу, этот мультфильм — шедевр мультипликации. Такими яркими и сочными красками раскрашена эта безусловно симпатичная во всех отношениях картина. Такие чудесные мазки, что дух захватывает.
Купец Степан Емельяныч человек очень сильный, как физически, так и морально, с довольно таки внушительной исконно русской бородой. У него свой корабль. Ему не привыкать плавать и торговать, странствовать по разным странам и землям. И вот однажды, он собрался в плавание. К его портрету необходимо добавить, что имеется у него три дочери. Две, как и положено сказкам злючки и корыстные барышни, а одна, та, что меньшая самая, что ни на есть светлое и чистое создание. И вот собрался наш купец Степан Емельяныч отплыть по торговым своим делам. Но прежде узнал у своих дочерей, какие им привезти гостинцы. Старшая Гордеюшка заказала венец из разных изумрудных камней и бриллиантов, средняя Любавушка — зеркальце, чтобы смотреть в него и красота женская никогда не утрачивалась. А младшая, меньшая дочь Настенька заказала батюшке цветочек аленький. С тем и отправился в путь купец.
Начало мультфильма вполне ожидаемое и прогнозируемое, как наверно, положа руку на сердце, и концовка. Но вот серединка, самая ценная часть. Здесь на контрасте можно многое увидеть и многое понять. Мультфильм сделан на основе сказке писателя Аксакова. Лев Атаманов не подкачал, выполнил всё тонко и чисто. Путём таких вот сказок, формируется сознание маленького человечка. Взрослым тоже не грех пересмотреть это чудо мультипликации!
10 из 10
Помню еще в далеком детстве, когда в первый раз увидел этот мультфильм, меня просто поразила красота, яркость картинки.
Посмотрите, насколько необычны сады, природа, архитектура, убранство дворца на острове. Какое удивительное смешение стилей. А с какой тщательностью это все прорисовано и анимировано. Это просто блеск!
На то время, это был самый качественный мульт с точки зрения анимации и фантазии авторов.
И даже по прошествии стольких лет, он продолжает поражать зрителей.
А ведь сделан он был еще в 1952 году!
Слава советским мультипликаторам!
11 из 10
Нет, конечно, Чудище — не Отелло. Но к странной истории любви купеческой дочери и зачарованного царевича эта фраза Шекспира очень подходит.
Чудище — личность, конечно, весьма унылая, его двойник из диснеевского мульфильма побрутальнее. Тем не менее, его заботливость и ласковые слова чем-то трогают сердце мечтательной девушки. Внешность кавалера, в общем-то, совсем не отталкивающая, скорее трогательная — то ли обросший снусмумрик, то ли причесанный дядюшка Ау. Так что жили бы они душа в душу, даже не свершись превращения (все же и дворец, и магия, и родню иногда повидать можно). Вообще, прорисовка персонажей несколько схематична — куда больше внимания уделено фону, всем этим дивным залам дворца и пейзажам. Может быть, Чудище по их меркам действительно страшное.
Но на самом деле центральный персонаж мульфильма — отец главной героини, Настеньки, Степан Емельяныч. Это восхитительной смелости человек, с большим чувством собственного достоинства и понятием о чести. Может быть, он слишком потакает дочерям — но слабость эта делает его более реальным, неоднозначным. Уважение и любовь к нему его рыжебородого друга Кондрата не случайны — с таким действительно можно идти на край света. О таком действительно можно плакать, провожая на верную смерть. Тут уж тронутый дедок из «Красавицы и чудовища» в подметки нашему герою не годится. Степан не безбашенный герой — он, конечно, боится смерти от руки таинственного хозяина цветочка, хоть и говорит обратное. Не хочется ему и на верную смерть возвращаться. Но вернулся бы, не покажи себя Настенька достойной дочерью своего отца.
Завистливая забота сестер чуть не погубила Чудище, но в итоге все обернулось к лучшему. Хотя, признаться, такой хилый царевич, что и лишнего часу невесту подождать не мог — по-моему, не самое то для Настасьи Степановны. Да и запугивание будущего тестя лютой смертью — тоже не очень-то благородный поступок для кроткого и беззлобного. Но любовь зла…
Вообще, редкая удача, когда в мультфильме появляется персонаж, к которому относишься, как к человеку — хотя бы как к персонажу фильма, сыгранному актером. О котором хотелось бы узнать побольше, о котором хочется додумывать оставшееся за кадром. Здесь это — русский купец и кормчий Степан Емельянович. Хороший получился мужик.
8 из 10
«В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем».
(Генри Уорд Бичер)
Здравствуйте. Я рад тому, что продолжаю писать интересные, мудрые и увлекательные статьи о красивых и, по-настоящему, нужных лентах, позволяющих не только весело проводить время, но и поучающих чему-нибудь молодое поколение, которое захочет его посмотреть.
Итак. На повестке дня старый советский мультфильм 1952-го года выпуска, под названием «Аленький цветочек»…
Русский купец Степан Емельяныч собирается в очередное морское путешествие. Перед дальней дорогой он спрашивает трёх своих дочерей, что бы им привести в подарок. Старшая Гордея грезит об украшении, в виде венца, средняя Любава мечтает об особом зеркальце, обладающим неким волшебством, а младшая дочка Настенька просит привезти ей… цветочек аленький, который она недавно видела во сне… Сделав все свои дела и, отыскав два подарка, купец, не найдя нигде ничего похожего на заказ Настеньки, решил поплыть на край света, в поисках заветного цветка…
Вот…
Вы знаете, даже, если вы и в курсе, что это русская версия «Красавицы и чудовище», поставленная режиссёром Львом Атамановым, по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек», то это ещё не означает, что мы докопались до оригинала. Самое первое упоминание об этой истории уносит нас в далёкое прошлое, к древнеримскому писателю, Луцию Апулею, к его знаменитому античному роману «Золотой осёл», написанному в 11 книгах, а точнее, к одному из рассказов — про «Амура и Психею»… Ну, а тут, уж, как говорится, кто взял себе немного информации, тот и хозяин. Ведь прочитать это одно, а придумать новый, интересный рассказ, это согласитесь, другое. И вот, по миру стала «гулять» эта история…
Не знаю, как вам, а русская версия мне нравится больше всего… Да и как же и быть иначе, если советский кинематограф так здорово её поставил! Нарисовал, актёров подобрал, композитора интересного нашёл (Николай Будашкин), да ещё и песню душевную завёл…
«В эту пору в родимой сторонушке
Солнце ясное рано встаёт…
Даже малая пташка-соловушка
Веселее и звонче поёт…».
Так красиво, и так проникновенно пела Настенька, что это не могло не вызывать каких-либо чувств или запасть в душу! Это, действительно, была тоска по родине. Очень сильно исполнена песня (автор текста: Яков Шведов)… И хорошая задумка вставить её в мультфильм! Большой плюс!
А сам сюжет? Нет, такой не может не трогать…Вот правильно сказал в своё время американец Генри Уорд Бичер, что: «В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем»…
Мудро сказано. И в «Аленьком цветочке» это очень хорошо показано. Смелость и решимость купца, воспитание, характер и отношение к жизни Настеньки, неразумные сёстры, твёрдое слово, подкреплённое сознательными действиями (мол, раз сделал что-то, то тебе и ответ держать) и так далее…
Сильно, мудро, красиво…
Что тут ещё добавить? Цените то, чем богат наш огромный мир кинематографа. Смотрите и просвещайтесь…
Всего вам доброго и хорошего!