Адажио (2000)
Название: Адажио
Год выхода: 2000
Режиссура: Гарри Бардин
Сценарий: Гарри Бардин
Операторская работа: Александр Двигубский, Игорь Скидан-Босин
Продолжительность фильма: 10 мин.
Сюжет фильма: Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире.
Толпа безликих пробирается сквозь бурю, сметающую все на своем пути. Они прогибаются под натиском стихии, но идут. Они стараются защитить своих детей, однако многие уже в отчаянии. И в столь непростое время у них появляется проводник сквозь бурю, помощник в жизни и спаситель их детей. Перед столь сильным отступает даже природа, преклоняясь перед духом Его…
Изначально нельзя не отметить, что мультфильм затрагивает многие струны человеческой души и, что даже наиболее важно, заставляет думать и анализировать. Поэтому вопрос: а о чем короткометражка? Гарри Бардин интерпретирует для своего зрителя одну из сцен Ветхого Завета? Или показывает лицемерие общества? Или подтягивается к идее, что надо быть отличным от толпы, требуя заглянуть в себя и познать себя, ибо именно мы и являемся яркими составляющими этой серой массы? Самое поразительное, что именно это он и показывает, умещая столь разрозненные, но вечные темы, в 10 минут.
Очень необычный выбор героев. Ни люди, ни животные, ни какие-либо абстрактные существа, а знакомые всем бумажные журавлики. Возможно из-за этого сцена с взлетом в небо кажется настолько волшебной.
Однако, данный фильм рассчитан на глубокий анализ себя и окружающего мира, что является самым главным плюсом и минусом картины одновременно — ребенку нет смысла ее показывать, очень мало кто поймет ее.
Но очень приятно видеть, что жанр взрослой мультипликации все еще способен радовать зрителя. И я рада, что такого рода произведения способны творить в России.
7 из 10
Но что если ваша любовь к людям останется неразделенной? Если вы не получите за нее ничего кроме упреков и насилия вплоть до смерти? Что ж, тогда вы идете дорогой Христа. А что может быть почетнее для богоподобного существа, чем повторить крестный путь своего Спасителя?! Об этом фильм Бардина «Адажио», вплоть до последних минут вызывающий ассоциации с евангельскими событиями, но в финале поднимающий еще и апокалиптическую тему.
Бардин не прав, когда уверяет, что это фильм только о ксенофобии, иначе бы в нем не было столь удивительных эпизодов очищения героя от скверны: пытаясь замарать Того, Кто несет им свет и истину, люди сталкиваются с чем-то новым для себя — этической неуязвимостью Объекта позора. Грех не престает к Нему, Он внутренне неуязвим: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Христос за Свою недолгую земную жизнь не согрешил ни разу, хотя и воспринял человеческую природу со всеми ее слабостями, Он показал людям образец праведной человеческой жизни.
Христос является эталоном подлинной человечности — таков во многом парадоксальный вывод для известного своими светскими и западническими взглядами режиссера, с которым он может быть не согласен как человек, однако, он отчетливо подталкивает к нему зрителя как художник. Антропологические взгляды Бардина прошли извилистый путь от душной мизантропии «Банкета» к просветленной гуманности «Адажио», к признанию того, что мерилом человеческого поведения может быть лишь самоотверженное служение Христа, удивительное свидетельство любви Творца к Своему творению, Который претерпел муки и смерть, чтобы спасти Своих запутавшихся во грехе детей.
«Адажио» — тот редкий случай, когда при всех усилиях зрителю не удастся избежать евангельских аналогий, ведь так одухотворено и лаконично в выборе художественных средств показана Победа Христа над смертью: разорванная на части бумага вновь соединяется воедино, распрямляясь в чистый сияющий лист — Тело Спасителя обновлено нетлением Воскресения. Но для тех, кто все равно сомневается в очевидности евангельских аллюзий, Бардин, сам того не понимая, изображает также и Вознесение Спасителя на первое небо, находящееся по ту сторону материи (в фильме бумага при Вознесении разделяется надвое, открывая синеву неба).
Финал «Адажио» с появлением черной фигуры откровенно двойствен, ибо мы не видим, как толпа терзает своего нового «учителя». Важно то, что люди несут образ Растерзанного ими на портретах, но верны ли они Ему? Вряд ли. Пытаясь снять фильм о ксенофобии, Бардин неожиданно для себя обнаружил в «Адажио» природу своего (да и вообще любого) таланта как орудия Божия, то, что получилось у режиссера в итоге, иначе как чудом Божественного вмешательства не назовешь. Мы имеем здесь дело с таким семантически насыщенным произведением, которое никак нельзя втиснуть в узкие тематические рамки картины о ксенофобии, потому я склонен воспринимать черную фигуру в финале, как намек на антихриста, которого толпа как раз не будет терзать, а наоборот, во имя поклонения ему разорвет портреты Того, Кого она замучила, пытаясь стереть даже память о Нем и чуде Его победы над смертью.
Адажио в музыке означает «медленно». Развивая с существенными вариациями тему дефицита человечности в человеке, Бардин, неожиданно для себя, обретает искомое, вплотную приближаясь к антропологии иного типа, просветленной, лишенной даже признаков мизантропии и тоски, просветленной, которую мы находим в анимации Александра Петрова.
Воистину, все гениальное — просто. Гарри Яковлевич Бардин в который раз подтвердил этот факт, а заодно добавил в копилку своих работ еще один небольшой шедевр. От его ленты «Адажио» буквально веет искренностью, желанием «достучаться» до людей и простотой.
Простотой Идеи. Сколько сотен лет ученые и философы спорят на тему «непохожести», сколько сотен лет люди пытаются уничтожить, искоренить эту самую непохожесть, сколько сотен лет из-за этого идут войны? Зачем марать то, что заведомо чище и выше тебя? Но нет, к такому выводу приходят только единицы. И эти единицы тоже уничтожаются, ведь они перестали быть толпой, «серой массой». Я думаю, что когда к такому выводу придет все человечество, или хотя бы его большая часть, в мире настанет вечный мир. Я так думаю, и я на это надеюсь.
Простотой Изложения. Казалось бы, что может быть проще бумажных птичек? Минимум «декораций», минимум действия, но ситуация узнается каждым человеком. Каждого цепляет эта искренность, эта атмосфера, где нет ничего лишнего — только Суть.
Простотой музыки, наконец. Музыка передает все настроения. Скорбь и боль утраты, «возвышение», радость, непонимание. Нежелание понять. Музыка настолько прекрасна и благозвучна, что хочется слушать ее раз за разом. Нежная, местами мрачная, но очень искренняя мелодия…
Пожалуй, единственная «непростая» составляющая картины — ее название. Звучное и красивое, точно такое же как и сама мелодия Адажио Соль-минор, в честь которой и назван десятиминутный фильм. На мой взгляд этот выбор безупречен. Во всех смыслах. Вот скажите, как бы вы назвали эту ленту? В голове нет мыслей. Согласитесь, по другому назвать «Адажио» было нельзя, ведь в этих десяти минутах показан ведь кусочек жизни. И не просто кусочек, а, к сожалению, один из главных принципов и устоев общества. А как можно назвать то, что ты видишь каждый день, к чему ты уже давно привык, и что самое страшное — почти перестал замечать? Люди, сколько еще должно выйти подобных работ, сколько еще войн должно случиться, прежде до вас смогут «достучаться»?!
Оценка?.. 10 из 10, безусловно. Среди произведений с подобной идеей «Адажио» — самое независимое, самое «незамутненное», а потому и самое яркое.
Выходит, если побежал, значит, ты уже виноват?
На что может сгодиться лист бумаги? На самолётик, запущенный в учителя с последней парты? На кулёк для семечек? Для любовной записки, лживой рекламы, программы очередного кандидата в президенты? Человеческая фантазия так вариативна в своей банальности. У Гарри Бардина из листа бумаги получился главный герой мультфильма. Выдумщик и экспериментатор, Бардин не устаёт искать новые формы для воплощения своих идей. Податливый пластилин, кусок бечёвки, моток жёсткой проволоки оживает в руках режиссёра, трансформируясь в новую картину, представляющую очередную грань многообразной человеческой натуры.
Серый ветер дует в лицо, сбивает с ног, мешает подняться. Безликой серой толпой бредут ему навстречу птицы. Они пытаются прикрыть крыльями глаза, уберечь своих детей, но с силой этой пепельной бури трудно совладать. Не трудно — невозможно. Пока не появляется он, Белый. За его широкими крыльями могут спрятаться все, он грудью встречает порывы злой стихии, которая не может совладать с его уверенной решимостью. Становится тихо, и в этой тишине слышен только скрип белой бумаги. Чистой, новой. Белой. Белой! Белой! Всё начинается с детей. Это они прыгают по лужам, стараясь во что бы то ни стало замарать того единственного, кто смеет отличаться. Но грязь не оставляет на его белом плаще никаких следов. Смесь лёгкого недоумения и раздражения превращается в глухую и слепую ярость. В дело включаются взрослые. Их много и этим они сильны. Они способны разорвать любого неугодного, ведь ими движет уверенность в том, что так надо. Так положено. По-другому нельзя. Однако сломать не значит сломить. Бумажный мир разрывается пополам, явив голубое небо. На его фоне цвета становятся ярче — один снежно-белый силуэт с распростёртыми крылами и множество пыльно-серых фигур с плакатами, на которых изображён новый пророк. Они снова будут идти строем, навстречу новой цели. До тех пор, пока вновь не появится тот единственный… Только его плащ может оказаться уже другого цвета.
Казалось бы, что может быть проще, чем быть самим собой. Самому выбирать, самому решать, самому держать ответ. Однако мириться с ударами судьбы ещё куда ни шло, но уколы укрывшихся плотными плащами стереотипов оказываются куда неприятнее и больнее. Достаточно одного равнодушного взгляда, одного непринятого решения, одного молчаливого согласия и серый плащ уже ложится на плечи. В толпе теплее и уютнее, в ней чувствуешь себя сильнее, и не нужно оглядываться, чтобы ощутить поддержку таких же как ты. Таких же равнодушных и молчаливо согласных. Таких же уверенных в собственной правоте, приравнивающих глас большинства к гласу совести, оставшейся, впрочем, лишь словом в давно забытой книге.
Со свойственной ему иронией и лаконичностью Бардин вновь рассказывает простую историю о главном. О том, что делает человека человеком и не даёт ему слиться с серой массой тех, кто не живёт, а существует. Об убийстве драконов и порождении новых чудовищ, о тварях дрожащих и право имеющих, о невозможности существования бога без дьявола и дьявола без бога, о неуёмной страсти к сотворению всё новых и новых кумиров. О самом страшном — умении быстро забывать. Бардин показал тонкую звенящую нить истории, протянутую сквозь лабиринт времён. Этот клубок разматывают многие, но куда больше тех, кто послушно следует этому пути, не давая себе труд оглядеться и задуматься о том, почему нить так часто пересекает саму себя. Только вперёд, туда, где, как говорят, видели свет. Неважно, кто там ждёт у выхода, пока идём, мы чувствуем себя живыми. А между тем из этого лабиринта нет выхода. Здесь прошлое, настоящее и будущее, по крайней мере до тех пор, пока цвет плащей идущих сливается с цветом каменных стен.
Прекрасная трагическая музыка, лаконичный и оригинальный стиль, фигурки-оригами, никаких реплик. Явные библейские аллюзии. С другой стороны, истории Белого и Христа во многом отличаются. Иисус во время своей жизни согласно Евангелию героем не был и никуда свой народ не выводил (эта часть истории, скорее, ближе к Моисею, а он, в свою очередь, по преданию, умер в глубокой старости, осиянный славой).
Идея тут более общая, вернее, целая линия идей, и некоторые из них продиктованы более открытиями социальной психологии, чем древними легендами. Герои нужны людям лишь в тяжелые времена, дети бессмысленно жестоки, непохожих не любят, слава часто приходит посмертно, а в своих грехах чаще всего винят других… в данном случае, похоже, за смерть Белого разорвут Черного, который в его растерзании вовсе не участвовал и вообще, судя по всему, мирное и немного не от мира сего существо. Это все, в общем, довольно широко известно.
Но есть в мультфильме иллюстрация куда менее известной истины. Она тут не в фокусе, к сожалению (очень возможно, что о ней и сам Бардин не знал или не думал), а при этом очень важна. Почему Серые поступили так с Белым? Тут дело не в зависти как таковой — никаких благ у Белого не было, жизнь его не была легче, чем у прочих.. на него сразу смотрели как-то… настороженно, быть на его месте точно никто не хотел. Так в чем же дело?
Дело в том, что если бы Белый хотя бы разозлился на детей, которые вымазали его грязью, а то и наказал бы их, то все Серые, скорее всего, упали бы на колени прямо там, и Белый прожил бы свою жизнь в блеске почитания. Все хотят, чтобы вожак был добрым, благородным, снисходительным, но при этом его будут уважать только в том случае, если он хоть немножечко опасен. И не только вожак, в принципе, любой член общества (стаи). Всепрощение нашими инстинктами воспринимается как губительная слабость. Возможно, потому что одна из основ нашей социальности — мстительность, и отказ от мстительности воспринимается как опасный для всей стаи: если он не мстит даже за себя, то за всех нас мстить точно не станет. Всепрощение в природе означает смерть. Только духовно развитые люди могут побороть этот инстинктивный порыв напасть на всепрощающего (в «Адажио» таковых не нашлось), хотя сам этот порыв будет даже у них. Ужасаться этому бесполезно, с этим нужно работать, как с любым инстинктом, в цивилизованном мире не востребованным. В принципе, себя или своего ребенка не так уж сложно приучить не делать зла неопасным людям, осознавая причины этого желания и своей волей преодолевая его. Но наряду с этим придется учить и быть латентно опасным, чтобы пореже оказываться жертвой — так как далеко не все вокруг еще возросли над собой.
В обыденной жизни вышеуказанный механизм проявляется в ситуациях куда менее трагичных, но тоже неприятных. Чтобы попасть в роль жертвы, даже необязательно быть героем или сделать кому-то добро. Помню один случай: за моей спиной в рейсовом автобусе какие-то юнцы бесновались и пинали спинку моего кресла. Когда я вежливо попросила их перестать, они только заржали, передразнили мою просьбу мерзким голосом и продолжили пинать уж точно нарочно, если даже перед этим не думали обо мне вообще. Когда же я грубо рявкнула, они притихли. Если бы я не рявкнула, мне пришлось бы терпеть это хамство всю оставшуюся дорогу. Каждый из нас может вспомнить подобные случаи.
Я бы еще отметила, что «Адажио» не дает решения проблемы, он лишь восхищается Белым и бичует Серых. И еще произведение дистанцирует зрителя от Серых, потому что автор тоже дистанцирует себя от Серых. Да, любой нормальный человек не хочет видеть себя в толпе линчевателей, но практика показывает, что отстраняясь от этой мысли, человек куда вероятнее в этой толпе окажется. Для работы над собой стоит посмотреть на происходящее со стороны Серых. Почувствовать эту инстинктивную злость — вот ведь выпендрился, а? Да он считает себя лучше нас, даже грязь к нему не пристает! Герой? Да чего в нем такого, шел, как и мы все, да мы бы и без него справились. А ну-ка получи, зазнайка! Ты такой же как мы, ясно? Ах не такой? Лучше? То есть мы — ничтожества? Ну все, ты труп. А уже потом отстраниться и понять, что так вести себя плохо, хотя и естественно.
Мне импонирует Гарри Бардин. У него безусловно есть стиль. Он умеет взять любой материал, мимо которого пройдут другие и не заметят, и сделать настоящий шедевр.
Бардин подтверждает мое убеждение своим короткометражным мультфильмом «Адажио». Странное, но красивое название меня привлекло, оказалось, что в содержании наверное ничего подходящего нет, но весь мульт проходит под эту музыку.
Первое чувство при включении этого произведения было странное, казалось, что это просто какая-то глупость. Но после полного просмотра хотелось плакать!
Мистер Бардин просто использовал листы бумаги разного цвета, чтобы показать наше грубое, жестокое общество, которое не воспринимает одиноких и непонятных людей, которые в некотором смысле являются светочами… Ведь как говорится первый блин комом — светлое пятно в своей жизни Они готовы были растоптать и порвать, чтобы вернулось спокойствие и размеренность. Только когда светлая личность покидает мир, можно понять, насколько она была уникальна.
Мне жаль, что герои короткометражки не верно истолковали с ними происшедшее, но на то это и описание жизни людей…
10 из 10.
Лаконичный, интересный по развитию сюжета мультфильм режиссера Гарри Бардина очень нравится как мне, так и моим детям дошкольного возраста. (Умным детям нужны умные мультфильмы).
Простые бумажные птицы, из белой и черной бумаги, незамысловатый фон, проникновенная музыка и… за 9 минут просмотра возникает целая гамма чувств.
Каждый поймет сюжет по-своему. Конечно, наиболее выражена критика религиозности, от начала до конца прослеживается аналогия с христианской религией. Кто-то видит аналогии со своими кумирами, с политиками: как и любая иная поступающая к человеку информация, мультфильм безусловно проходит некий мировоззренческий фильтр, у каждого человека он свой.
Несмотря на то, что мультфильм получился неординарный, яркий(несмотря на «чернобелость»), но отзыв ставлю отрицательный. Считаю, что режиссер слишком глубоко заложил смысл. Если он хотел что-то показать людям и сподвигнуть людей к какому-то поведению, к каким-то действиям, то на мой взгляд мультфильм не достиг цели: разброс мировоззрений и осмысления настолько разный, что идет больше споров о смысле, нежели конкретной «отдачи» мультфильма.
Мультфильм для взрослых, философски поданная притча, созданная в минималистичной манере. Не открою Америку, если скажу, что в основу явно легла предполагаемая жизнь Христа. Подвижничество — казнь — Воскресение, вознесение. Толпа, как она была темной и жестокой, так и осталась, но при этом еще и создала новый культ. Все было бы слишком просто, но создатели придумали ловкий ход, на мой взгляд, гениальный. Одинокая замешкавшаяся фигура. Словно слабенький новорожденный росток осмысленности в царстве слепого и фанатичного тоталитаризма, еще не успевший окрепнуть, гибнет. Его неловкость, беззащитность, именно то, как он возникает, составляет изюминку ленты. Без нее было бы ощущение недосказанности.
10 из 10
Adagio — медленный музыкальный темп, отличающийся мелодичным звучанием и плавным тактом. Наибольшее распространение произведение получило, как музыкальный фрагмент «венецианского дилетанта» Томазо Альбиони, на основе которого в середине XX века Ремо Джадзотто написал музыку, ставшую классическим хитом в массах интерпретаций и вариаций, на которые певцы зачастую накладывали свои слова. Эта неторопливая музыка сама по себе подталкивает к высоким раздумьям, потому и не удивительно, что известный советский мультипликатор Гарри Бардин взял ее в качестве музыкального сопровождения для своего короткометражного мультфильма-притчи, названного в честь этой волшебной музыки.
Сюжетно история гармонично переплетается с мелодией, и хоть ничего нового в плане философии со времени Нового Завета Бардин не показал, его бумажные птички дадут еще раз задуматься о старом, как мир желании уничтожать все чуждое. Белая птица играет роль миссии, чудесным образом обособляющийся от грязи, в которую его пытается втоптать толпа. Причем, что характерно, сначала нападают дети с неосознанной жестокостью, и лишь потом осмеливаются взрослые уже с обдуманным желанием уничтожить прекрасное, не принадлежащие им. А под конец режиссер подает занятную идею о том, что контраст белого и черного, не такой уж контраст в сравнении с серым, что относится более к социуму, нежели к палитре — явный намек на расовую нетерпимость, актуальную с самого сотворения мира.
Мотив уничтожения, воскрешения и вознесения в точности повторяет библейские придания. Мессия открывает темному миру свет, изображенный здесь голубым небом. А вот плакаты с изображением «святого» уже удел комичности. Здесь-то и проявляется тонкое различие с Библией, ведь получается, что Бардин не превозносит, а высмеивает веру, как часть философии серой массы. И в итоге пессимистичная концовка — окружение черной птички, из которого как бы само собой следует вывод — не всем мученикам быть святыми. Скорее оттого этот вариант музыки носит траурный характер.
Итог: своевольное переосмысливание Библии, выходящее из череды миллионов подобных произведений краткостью и мелодичным Adagio.
Необычный взгляд на привычные вещи — то, что не отнять у Гарри Бардина. Вложить огромный смысл в 9-минутный мультфильм, в котором все понятно без слов — выполнимая задача только для талантливого человека.
В мультфильме «Адажио» каждый проведет свои параллели. Для кого-то будет явно выражен религиозный мотив произведения, кто-то, возможно, увидит своего кумира в белом журавлике, или в сером птенчике — самого себя.
По сути, мультфильм во многом отражает наше общество. Это серая безликая толпа. Все равны как на подбор. Как только появляется кто-то, кто чем-то отличается от других, его стремятся или сделать таким же, как они сами, или, если не получается, избавиться от него. Даже если он когда-то помог этой толпе. Потому что нельзя быть другим. Толпа этого не переносит. И только загубив то светлое, искреннее, невинное, честное, серая масса понимает, что ошиблась. Но уже поздно что-либо менять, остается только вспоминать, вздыхать, обожествлять, молиться…
Но зачастую урок не усваивается, и те же грабли вновь бьют по лбу.
Люди забывают то, что в первую очередь они люди. А потом уже они чернокожие или белые, русские или таджики, христиане или мусульмане. Все разделились на множество кучек, каждая из которых живет по своим законам и правилам. И чужакам не место в их мире.